Эквалайзер

С чем его "едят" и как им правильно пользоваться
С чего начинается микс? Если отбросить техническую составляющую, то микс начинается с постановки цели. Очень важно начинать, имея перед собой четкую цель и видение того, чем всё должно закончиться. Это, в целом, касается любой творческой работы или работы, сопряженной с творчеством.
Почему это важно? Чёткая цель даёт нам доступ к мощным ресурсам нашего подсознания, которые способны наталкивать нас и даже принимать решения, о которых мы часто не догадываемся, действуя сознательно. Это, как, когда мы случайно задеваем стакан на столе, он летит на пол, а наша рука, рефлексом ниндзя, хватает его в полёте. В этот момент мы действуем не осознанно, но при этом филигранно точно. Также и при работе с миксом – наше подсознание видит цель и пытается достичь ее наиболее короткими доступными нам путями. Таким образом, работа продюсера или звукорежиссёра может частично превратиться в некие рефлекторные движения, чётко направленные на достижение поставленной цели.

Итак, давайте поставим перед собой цель, но прежде стоит осознать то, на сколько ваш микс хорош – субъективное мнение. Это означает, что для того, чтобы понять, что конкретно для вас является идеальным миксом, вам нужно просто отыскать в своей фонотеке несколько любимых композиций, затем определить, какая из этих композиций звучит наиболее "близко" для вас и чьё звучание вам нравится.

Назовём эту композицию референсным треком. Этот трек и станет целью вашего идеального микса.

Это вовсе не означает, что ваша композиция должна зазвучать идентично. Вы будете стараться максимально приблизится к звуку эталонного произведения, и на каком-то этапе просто остановитесь, решив, что процесс микса завешен. Помните, что законченных музыкальных произведений не существует, есть лишь те, что перестали совершенствовать. Процесс создания музыки в целом – это процесс бесконечного улучшения и совершенствования, а как известно, предела у совершенства нет.

Сегодня мы поговорим об одном из этапов микса. Это эквализация. Эквалайзер – прибор, который потенциально может находиться на каждой дорожке вашего музыкального проекта.
Теория Переднего и Заднего Плана
Весь микс можно разделить на два плана – передний и задний. Когда мы приступаем к процессу сведения, мы должны решить, на какой план поставить каждый инструмент. Передний план означает, что инструмент звучит так, будто он находится рядом со слушателем, в то время как на задний план отправляются инструменты, которые мы хотим поставить подальше.

Для того, чтобы точнее определиться с тем, на какой план ставить инструмент, попробуйте послушать ваш микс с закрытыми глазами. Когда наши глаза открыты, организм, как правило, отдаёт им доминирующую роль в ощущениях окружающего мира и понижает чувствительность слуха. Говоря языком вышеописанной теории, наше зрение выходит на передний план, а слух отходит на задний.

Вот вам небольшой список простых решений, которые можно рассмотреть, чтобы разобраться, на какой же план поставить тот или иной инструмент.

Инструменты, которые должны выйти вперёд:

  1. имеют большую громкость (по сравнению с остальными элементами микса)
  2. обладают более насыщенным высокочастотным диапазоном
  3. имеют меньше пространства – менее реверберированы

Инструменты, чьё место на заднем плане:

  1. имеют меньшую громкость (по сравнению с остальными элементами микса)
  2. обладают гораздо менее чётким высокочастотным диапазоном по сравнению с инструментами на переднем плане.
  3. больше "растворены" в пространстве, т.е. более реверберированы.

Попробуйте применить эти правила к инструментам в вашем миксе. Быстро почувствуете, как звук выравнивается, становится более глубоким и чётким.
Что Такое Эквалайзер
Эквалайзер – это инструмент для придания формы. Также как скульптор использует долото, также как женщина использует макияж, чтобы изменить форму и черты своего лица, также и мы используем эквалайзер, чтобы придать форму звучанию наших инструментов.

Иногда, с помощью эквалайзера, мы не только придаём форму, но также корректируем тональный баланс отдельных инструментов и композиции в целом.

То есть эквалайзер выполняет две основных задачи:

  1. Придаёт форму звуку
  2. Контролирует баланс между инструментами в микс

Достигаем мы этих результатов при помощи субтрактивной и аддитивной эквализации. Первая убирает ненужное, вторая добавляет красок и подчеркивает важные элементы.

Основная наша задача, при использовании эквалайзера – добиться приемлемого баланса между инструментами. Чтобы эту задачу выполнить, прежде всего нужно следовать той самой теории переднего/заднего плана.

Как только поймёте, какие инструменты на какой план ставить, сразу же станет ясно, как работать с эквалайзером, то есть, что конкретно убирать, а что добавлять.

Ниже я расскажу вам о специфических способах использования субтрактивной и аддитивной эквализации, чтобы добиться чёткой картины в расстановке инструментов в миксе, но прежде давайте познакомимся с "теорией четырёх зон".
Теория Четырёх Зон
Эта теория основывается на разделении частотного диапазона на 4 основные зоны. Понимание, в какой из этих зон находится тот или иной инструмент, даёт нам понимание, какие инструменты конфликтуют друг с другом, в какой части частотного диапазона это происходит и, наконец, какие действия совершить, чтобы восстановить частотный баланс в миксе.

Четыре зоны это:

Низкие: 20 – 200 Герц: басс, кик (большой барабан) и снейр (малый/рабочий барабан).

Средние: 200 - 1000 Герц: в этом диапазоне находится "тело" большинства инструментов, их основная энергия. Тут нужно быть очень внимательным и избирательным по поводу того, какие инструменты сделать доминантными на этих частотах, иначе можно получить очень грязно и мутно звучащий микс.

Высокие средние: 1000 – 5000 Герц: частоты, на которых мы наиболее детально и чётко слышим. Человеческий слух наиболее остро реагирует на изменения в этом диапазоне. Именно на этот диапазон стоит обратить внимание, если мы хотим "вытащить" или "утопить" инструмент в миксе.

Высокие: 5000 - 20000 Герц: этот диапазон отвечает за яркость и, так называемое, высокое разрешение звука. Здесь же находится масса неприятных явлений, таких как свист, шипение, треск, писк и т.д. Если в вашем миксе присутствует большое количество сибилянтов, вам точно нужно обратить внимание на этот диапазон.
Жирные Мазки
Когда мы только начинаем заниматься динамической обработкой нашего микса, мы, как художники, делаем наброски широкими мазками. То есть изменения, которые мы изначально вносим в звучание нашего микса, довольно яркие, заметные и нарочитые. Затем, в ходе дальнейшей работы, мы эти изменения корректируем, делаем более точными, тонкими и аккуратными. Помните, что процесс сведения – это поступательный процесс, состоящий из многих этапов, на которых мы принимаем всё более точные решения. В тоже время, начальный этап, на котором мы создаем жирные мазки, делая эквалайзером широкие подъёмы и спуски – это 80% работы. Если на этом этапе у вас не получается приблизится к запланированному результату, это означает, что решения, которые вы принимали по поводу усиления и ослабления определённых частот, были неверными. Если вы не пересмотрите их, а продолжите работу над миксом, стараясь более точно и тонко настроить эквалайзер, это скорее всего приведёт к ещё большим проблемам и свести правильно микс вам не удастся.

Работая жирными мазками, мы используем ШИРОКИЕ срезы и бусты. То есть параметр Q у эквалайзера приблизительно равен единице. Используя "широкий" эквалайзер, мы можем решить для себя, в какой из четырёх зон стоит усилить или ослабить сигнал, просто скользя вдоль этих зон высоко задранным, а затем опущенным колоколом (bell) эквалайзера. Внимательно слушая, что происходит с сигналом в тот момент, когда мы проходим ту или иную зону, мы принимаем решения, насколько нам нравятся изменения в звучании. Для начала делаем это на соло инструменте, а затем перепроверяем результат в контексте всего микса и корректируем его.

Потренировавшись немного и овладев методом "широких мазков", вы быстро почувствуете положительные изменения в звуке. Ваш микс начнёт звучать более чисто, чётко и прозрачно.
Правило 300
Самая большая проблема для любого продюсера, особенно начинающего, это "покорение" низкочастотного диапазона. Мутный и грязно звучащий низ – одна из самых распространённых проблем.

В диапазоне от 20 до 400 Герц происходят самые неприменимые конфликты инструментов, каждый из которых хочет в этом диапазоне доминировать. К тому же человеческий слух наименее восприимчив к этому диапазону. Нам сложно распознать детали и услышать, какие именно ноты там звучат.

Для того, чтобы справиться с этой проблемой, хотя бы на начальном этапе микса, стоит следовать одному простому правилу – правилу 300 Герц.

Суть его в том, что если инструмент, который вы обрабатываете динамически – это не большой или малый барабан и не бас, отрезайте у него низко частотный диапазон от 300 Герц и ниже. Однако помните, что 300 Герц – это цифра ориентировочная. Возможно, вашему инструменту достаточно будет отрезать низ от 150 или 200 герц, но чем выше вы сможете забраться, не навредив при этом звуку инструмента, тем лучше. Если отрезая диапазон от 500 Герц и ниже, ваш инструмент продолжает звучать приемлемо, смело оставляйте этот срез.

Когда профессиональные звукорежиссёры говорят о балансе, они имеют ввиду некие весы, которые вы представляете перед собой и кладёте на одну чашу нечто тяжелое, а на другую нечто лёгкое. В музыкальном контексте речь, конечно, идёт об инструментах в которых преобладает низко частотный диапазон (тяжёлые) и тех, у которых доминирует высокочастотный диапазон (лёгкие). И вам, как звукорежисёру, нужно принять решение о том, какие инструменты класть на какую чашу весов, чтобы баланс в миксе был соблюдён.

Баланс лишь означает, что вы получите звук, который не вызывает дискомфорт и просто приятен для вашего слуха. Находясь в каждой из четырёх зон, описанных выше, мы принимаем решение о том, какой из инструментов звучит более "плотно" или "тяжело", а какой имеет более разряженный и "лёгкий" звук.
Параметры Эквалайзера
Высокочастотный фильтр (High Pass Filter или HP): используется для удаления ненужных низких частот. По сути, он присутствует на большинстве дорожках вашего микса, если следовать правилу 300 герц.

Низко частотный фильтр (Low Pass Filter или LP) – противоположность HP. Главным образом, используется, чтобы смело убирать неприятные высокие частоты.

Повышение/Понижение (Фильтрация Пиков): Используя фильтр в форме колокола (Bell), мы понижаем или повышаем громкость заданного частотного диапазона.

Полочные Фильтры (Shelf) – cамое верное "оружие" для метода широких мазков. На такой фильтр можно взглянуть как на устройство, которое довольно просто и быстро может сделать звук более "ярким" или "тёмным", а также более "плотным" или "разряженным". Например, поставив такой фильтр в районе 1000 герц, можно легко сделать звук более ярким или тёмным, поднимая его в сторону высокочастотного диапазона (High Shelf), или же уплотнить или утончить звук на тех же 1000 Герц, но в сторону низких частот (Low Shelf).

К сожалению, простота и очевидность использования полочных фильтров делает их наиболее недооцененными и наименее используемыми при эквализации.
Эквалайзер в Работе
Вы наверное уже знаете или, по крайней мере, догадываетесь, что сведение – это, по большей части, удаление ненужного, и хороший звукорежисёр в 80% случаев использует эквалайзер для понижения громкости определенных частотных диапазонов, и лишь 20% работы эквалайзера отдаёт на небольшие добавления тех или иных частот.

Простое правило использования эквалайзера гласит, что лучше отрезать лишнего, а затем аккуратно вернуть полноту звучания, чем вырезать недостаточное количество "паразитирующих" частот и получить грязный, бубнящий и просто плохо звучащий микс.

Как только вы получаете достаточное количество пространства в вашем миксе, гораздо проще вернуть обратно нужные частоты, чем пытаться втиснуть дополнительные звуки и инструменты в уже и так "набитый" частотный диапазон. Это всё равно что пытаться втиснуть еще одного пассажира в переполненные автобус.

В целом, процесс эквализации поступательный и довольно скрупулёзный. Мы, как скульптор, создающий фигуру из глины, "лепим" наш микс, шаг за шагом приближаясь к желаемому результату. Но важно помнить, что решения о том, какие частоты "резать" а какие добавлять, должны приниматься довольно быстро. Не засиживайтесь в раздумьях слишком долго, иначе вы рискуете утонуть в анализе и не принять правильного решения. Говоря "довольно быстро" я имею ввиду, что вы должны работать в некоем своём режиме скорости принятия решений. Для каждого он свой и каждому необходимо этот режим "нащупать" и тогда процесс динамической обработки в целом будет проходить легко и комфортно.

Метод Точных Выстрелов
Этот метод использует 4 зоны частотного диапазона, о которых мы говорили ранее.

Итак, для начала определите, хотите ли вы, чтобы обрабатываемый инструмент находился на переднем или на заднем плане. Затем приблизительно отрегулируйте громкость этой дорожки. Выставите значение Q в районе единицы, а затем добавьте 4 децибела громкости, если хотите "выдвинуть" инструмент вперёд, или опустите на 6 децибел, если хотите погрузить инструмент глубже в фонограмму. Теперь, запустив запись и слушая эту дорожку в контексте микса, пройдитесь колоколом эквалайзера по четырём зонам. Отметьте, в какой из зон изменения наиболее удовлетворительные и приемлемые. Как только вы нашли нужный вам диапазон, настройте эквалайзер более точно. Добавьте или уменьшите громкость колокола и отрегулируйте Q.

Идея метода такова, что вы выбираете из четырёх вариантов (четырёх зон), вместо того, чтобы пытаться нащупывать подходящий диапазон, слоняясь по всему частотному спектру.

Помните, что вырезать больше лучше, чем вырезать меньше, а добавлять меньше лучше, чем добавлять больше.

Найдя нужную зону для уменьшения/среза частотного диапазона, вы сразу почувствуете, что ваш микс буквально раскрывается и начинает звучать более ярко и чётко.
Метод Вырезания Частот
Метод вырезания частот аналогичен методу точных выстрелов, с той лишь разницей, что этот метод более скрупулёзный, точный и "хирургический". И, конечно, более время затратный.

Так, как описываемый метод более точный и тонкий, то в таком случае мы пользуемся гораздо меньшими значениями Q при настройки эквалайзера. И подъёмы со срезами также происходят в несколько меньшем диапазоне.

Сужая колокол параметра Q, мы можем наблюдать за частотным диапазоном как бы под микроскопом, вырезая неприятные всплески, щелчки, и прочие нежелательные звуки, которые периодически или постоянно проявляют себя. Неприятный звон тарелок в районе 7000-9000 Герц, неприятный гул гитарного усилителя на определённой частоте, вокальные сибилянты и т.д.

Методом вырезания частот удобнее пользоваться с помощью эквалайзера, имеющего встроенный спектральный анализатор, для того, чтобы не только слышать неприятные моменты, но и видеть их. В качестве таких эквалайзеров подойдёт, к примеру, EQ8, идущей в наборе стандартной версии Ableton Live или же Fabfilter Pro Q3.
Секрет Идеального Микса
Если выразить мою мысль коротко и перефразировать крылатую фразу, то она будет звучать так: чем меньше, тем больше.

В чём смысл этой фразы? Смысл кроется в понимании сути завершающего этапа создания композиции – мастеринга. Именно на этом этапе, когда мы начинаем использовать лимитеры и максимайзеры, мы начинаем слышать, насколько микс звучит грязно и невнятно.

Что на самом деле делает лимитер? Максимизирует громкость? И да, и нет. Я бы сказал, что лимитер усиливает интенсивность звучания композиции.

Когда у нас не получается агрессивно подавить частоты, которые нам не нужны, инструменты начинают "войну" за доминирование в миксе. Когда инструментов много и все они начинают борьбу за доминирование в определённом частотном диапазоне, то включив лимитер мы, можно сказать, подливаем масло в огонь. Интенсивность соперничества усиливается, что приводит к нежелательной перегрузке, гулу и просто грязному звуку. Если же наш микс получился чистым, чётким, плотным и прозрачным, то тогда мы усиливаем интенсивность плотности и чистоты, что в итоге делает нашу композицию профессионально, а главное, приятно звучащей.
Понравилась статья?
Расскажи о ней в социальных сетях