Простыми словами о характеристиках звука в контексте музыкального произведения
Довольно часто в процессе общения с музыкантами и звукорежиссёрами я слышу довольно образные, а часто просто забавные описания звучания того или иного инструмента. "Добавь больше жира", "малый барабан должен звучать более колко", "сделай звук потоньше", "больше воздуха в вокал" и так далее. Я решил собрать все эти термины в такой длинный список, и пользуясь простой терминологией объяснить, что значат эти забавные выражения.

Возможно вы их встретите при работе с музыкантами, а возможно уже и сами давно их употребляете. Описывать звук образно очень помогает в достижении цели определённого звучания. Когда заканчивается терминология, в ход идут эмоции. О них текст ниже.

Ангельский (Angelic) Обычно, звук «утонувший» в реверберации и акцентированный на высоких частотах. Попробуйте применить cathedral или church реверберацию и добавить самых высоких частот

Мясной (Beefy) Звук с большим количеством низких и низких-средних частот. Также может быть описан как «плотный». Гитаристы часто просят «более мясной» тон. Когда речь заходит о таком звучании, представьте себе звук с плотным и громким низом.

Большой/Широкий (Big) Содержит большое количество низов. Ассоциируется с диапазоном 20-200 Герц. Большая комната может создать «большой» звук и сделать его еще больше, если «снимать» его с большой дистанции. Применение определенных параметров реверберации может привести к получению такого звука. Некоторые музыканты, которые хотят, чтоб их звук звучал шире, просто хотят, чтоб он был громче

Колкий/Кусачий/Обжигающий (Bite) Звук, размещенный в среднечастотном диапазоне. Если, к примеру, снейр (малый или рабочий барабан) описывается как колкий, представьте себе четкий и яркий звук. Скорее всего, он будет находиться в районе 1-3 килогерц. Некоторые гитарные звуки описываются как обжигающие.

Насыщенный/Сконцентрированный (Body) В зависимости от диапазона частот инструмента или голоса, насыщенный означает, что в сигнале доминируют частоты, близкие к низким. Часто когда хотя услышать «тело» акустического инструмента, это означает, что в звуке должно быть больше диапазона 100-250 Герц.
Гудящий/Гулкий (Boomy) Гудит звук обычно в районе низких и низких-средних частот. Он похож на насыщенный звук, но гулкий - это больше негативная характеристика. Чтоб избавиться от гулкости попробуйте вырезать чистоты в диапазоне от 100 до 400 герц.

Хрупкий/Острый (Brittle) Означает, что звук дал трещину и вот-вот разобьется и сломается. Термин, в большинстве случаев, негативно описывающий звучание. Хрупкому звуку не достаёт низких частот и в нем переизбыток высоких и средних-высоких в диапазоне выше 3 килогерц. Дешевые цифровые устройства часто делают звук хрупким... и противным

Дышащий/Воздушный (Breathy) Термин, часто употребляющийся в отношении вокала. В воздушном звуке доминируют высокие частоты. Попробуйте поднять 10 килогерц, чтоб получить дыхание в вокале. Также этого эффекта можно добиться при помощи компрессии.

Звонкий (Chimey) Содержит, по большей части, высокие частоты и подчеркивает высокие гармоники у инструмента. Находится в районе 10 килогерц и выше. Похож на стеклянный звук, но в позитивном ключе.

Крепкий/Четкий (Chunky) Четкий вокальный или гитарный тон насыщен низкими и низкими-средними и акцентируется в районе 100-300 Герц. Похож на плотный звук.

Хрустящий (Crispy) Представьте себе шкварчащий на сковородке ломтик бекона. Хрустящий звук, чаще всего, сконцентрирован в районе 4 килогерц. Также может иметь некоторый перегруз (distortion). В зависимости от музыки, термин может иметь как негативное так и позитивное значение.
Скрипучий (Crunchy) Скрипучий звук, как правило, связан с присутствием определенного количества перегрузки в сигнале. Акцентирует частоты в диапазоне от 1 до 4 килогерц. Зачастую такую характеристику дают определенному звучанию гитары.

Глубокий (Deep) Звук, акцентированный на низких частотах в районе 250 Герц и достаточного протяженного звучания. Представьте себе звук глубокого и низкого баса с большой задержкой (sustain)

Грязный (Dirty) Противоположность чистому и четкому звуку. Грязный тон насыщен перегрузом и шумами, может проявляться, когда уровень громкости на микшере переходит в красную зону.

Дистанцированный (Distant) Если звуку недостает средних и высоких частот, он уходит на задний план фонограммы. Дистанцированный звук также может означать слишком тихий звук или звук, в котором присутствует слишком много реверберации.

Чистый (Dry) Звук с небольшим количеством обработки или же вообще без нее, может быть описан как чистый. В нем нет очевидного присутствия реверберации и других эффектов задержки сигнала. Чаще всего чистый звук присутствует в фолк, блюграс и акустической музыке.

Тусклый (Dull) Звук может показаться тусклым, если в нем не достаточно энергии, высоких частот или же он перекомпрессирован. Увеличение громкости высоких и высоких-средних могут сделать звук менее тусклым, также положение может исправить увеличение атаки на компрессоре.

Угловатый (Edgy) Подчеркнутый, нарочито звучащий. Ярко выражен диапазон 1-4 килогерц. Звук, который сразу обращает на себя внимание. Иногда, особенно при долгом присутствии, доставляет дискомфорт. Как будто ножом скребут по тарелке.

Жирный (Fat) Звук, сфокусированный в низкочастотном диапазоне. «Жира» часто хочется добавить гитаре, вокалу, большому и малому барабанам. Диапазон «жирных» частот, как правило, располагается в районе 20-250 Герц.

Размытый (Fuzzy) Описывает звук, который сложно разобрать, и который имеет определенное количество перегруза.
Стеклянный (Glassy) Стеклянный звук насыщен высокими частотами. Не имеет низкочастотных составляющих. Чистый, более ритмический звук электрогитары, сыгранный в верхнем регистре - пример стеклянного звука.

Тяжелый (Hard) Звук, сконцентрированный в среднечастотном диапазоне с быстрой атакой. «Тяжелые» частоты находятся в районе 1 - 4 килогерц

Пустой/Полый (Hollow) Пустота в звуке появляется из-за явного отсутствия определенного частотного диапазона. Причиной тому может быть отмена фазы, например, из-за акустических особенностей помещения, где шла запись.

Горячий (Hot) «Горячий» звук, в большинстве своем, громкий звук. Покрутите ручку амплитуды или попробуйте поработать с высоко частным регистром, чтоб сделать звук более или менее тяжелым.

Раскатистый (Huge) Звук с чрезмерным количеством низких частот или же звук, записанных в большом пространстве (поле, ангар, большой зал…)

Слабый/Потерянный (Loose) Слабый звук страдает отсутствием четкого среднечастотного диапазона. Слабым или потерянным звуком может стать звук, записанный в помещении без должной акустической изоляции, что приводит к отсутствию четкости и сфокусированности в звуке.

Расслабленный/Вялый (Mellow) Звук, в котором не хватает высоких-средних и высоких. Расслабленный гитарный звук проявляет себя как более темный, гулкий, в противоположность перегруженному звуку, сконцентрированному в районе 2 килогерц, Добавление реверберации может сделать звук более мягким и расслабленно звучащим.

Глухой (Muffled) Звук, в котором доминируют низкие и низкие-средние от 100 до 250 герц. В глухом звуке отсутствует четкость. Представьте себе, что вы поёте, накрыв голову полотенцем - получите глухо звучащий вокал.

Гнусавый (Nasally) Чаще всего используется для описания звучания вокала. Чтоб получить гнусавость, попробуйте уменьшить громкость частот в диапазоне 500-3000 герц. Чтоб избавиться от гнусавости попробуйте те же частоты добавить, но лучше найдите вокалиста получше. :) Также похожий эффект может быть описан как «телефонный голос».

Звенящий (Ringy) Звук с доминирующими средними частотами. Часто звук малого барабана описывается как звенящий. Если при записи расположить микрофон ближе к ободу барабана, можно получить такой звук. Чтоб избавиться от звона, можно попробовать убрать частоты в районе 900-3000 Герц

Сверкающий/Яркий (Shiny) Звук, сконцентрированный в диапазоне самых высоких частот - 10 килогерц и выше. Хотите надрывного/острого звука, добавляйте высоких частот.
Шипящий/Шумный (Sizzly) В большинстве своем негативное описание, относящееся к звуку с излишком высоких частот. Шипящий звук - близкий друг хрупкого.

Хлопающий (Slapy) Часто ассоциируется с гитарным/бас гитарным звуком, сыгранным на грифе. Или же с острым и коротким звуком большого барабана. Хлопает звук в районе 500-3000 Герц. Также похожий звук получается, если применить эффект slapback delay.

Зажатый (Small) Зажатый звук - излишне скомпрессированный или же лишенный низкого/низкого-среднего диапазона. Чаще всего у такого звука отсутствует весь диапазон частот ниже 200 герц. Близко расположенный при записи микрофон, может привеcти к зажатому звуку.

Гладкий (Smooth) Гладкий звук обычно имеет довольно ровную АЧХ. Доминирующие частоты не присутствуют или же они совсем не ярко выражены. Фоновая музыка часто звучит довольно гладко… и тихо... и скучно.

Мягкий (Soft) Мягкий звук обычно не имеет достаточного количества среднечастотного наполнения. Часто «мягким» описывают тихий звук. Хотите, чтоб звучало мягче? Делайте тише.

Плотный (Thick) Родной брат «мясного» звука. Сфокусированный на низких и низких-средних частотах звук. Плотность звуку добавляем в диапазоне 20-300 герц.

Тонкий (Thin) Не достаточно глубокий или насыщенный звук часто называют тонким. В нем, довольно вальяжно и расслабленно живут частоты от 4 килогерц и выше.

Четкий (Tight) Звук с небольшим количеством реверберации. Близкое расположение микрофонов приводит к получению более четкого звука. В четком звуке преобладает чистый сигнал, который явно доминирует над ранними отражениями и хвостом реверберации. Четкость может присутствовать (или отсутствовать) в любом частотном диапазоне, однако чаще всего этот термин применяют для описания звука большого барабана и/или баса.

Гулкий (Tinny) Тонкий звук, в котором доминируют средние и средние-высокие частоты. Если про ваш вокал говорят, что он гулкий - это не комплимент. Чтоб избавиться от гулкости попробуйте уменьшить громкость частот в диапазоне 2-7 килогерц и/или добавить немного низких/низких-средних частот.

Тонкий (Tiny) Звук, в котором преобладают самые высокие частоты. Недостаток в громкости также может быть причиной тонкости в звуке.

Ухающий (Tubby) Звук, пересыщенный низкими и низкими-средними частотами. Чтоб справится с уханьем, попробуйте уменьшить присутствие частот в диапазоне 100-400 герц.

Теплый (Warm) теплый звук акцентирован в диапазоне низких и/или низких-высоких. Звук пленочных записей, а также ламповых предусилителей часто описывается как теплый. Противоположность теплому звуку - холодный или острый звук.

Размазанный (Wet) Размазанный звук - звук, в котором отсутствует четкость. Определенно тут не обошлось без обработки. Если ваш вокал утонул в пространстве, а звук гитары улетел в космос – значит, вы добились именного такого звучания.

Еще несколько полезных терминов, позволяющих более образно и эмоционально описать звук

Если мало высоких - темный, дистанцированный, тусклый
Если мало середины - расслабленный, мягкий, нечеткий
Если мало низа - Тонкий, слабый, невнятный, яркий
Если мало реверберации - чистый, мертвый, плоский, безжизненный
Если слишком много реверберации - размазанный, размытый, дистанцированный, грязноватый, разлетающийся
Если что-то громко звучит в миске - выпирающий, выделяющийся
Если что-то слишком тихо в миске - закопанный, утонувший, замаскированный, потерянный, спрятанный, далекий, дистанцированный.
Понравилась статья?
Расскажи о ней в социальных сетях