Слушая, сквозь чужие уши
Как мгновенно услышать всё по-другому ...
Создание музыки, ее редактирование и даже прослушивание – это всегда творческий процесс, связанный с определёнными трудностями. У всех, наверное, бывало такое, что композиция вроде закончена, процесс вроде идёт и налажен, но чего-то не хватает. А вот чего конкретно, сказать не возможно. Как поступить в такой ситуации? Есть один почти эзотерический способ. О нём и пойдёт речь в статье ниже.

Каждый звукорежиссер, с кем я когда-либо встречался, говорил о странном, действительно совершенно необъяснимом явлении, которое при этом часто случается и в процессе создания музыкальной композиции.

Выглядит это примерно так: вы шлифуете трек, или сводите микс, или сочиняете текст, и процесс явно затягивается.

Вроде бы всё прекрасно, но есть нечто неуловимое, что вас беспокоит и режет слух. Работа кажется законченной, но хочется добавить что-то еще… но что именно? И тогда вы решаете дать послушать вашу музыку кому-то другому – обычно другу или знакомому. Вы сидите в одной комнате, и это первый раз, когда кто-то кроме вас слушает вашу музыку, вы немного нервничаете, но продолжаете слушать, и тут БАМ: вы слышите всё будто иначе, и мгновенно проясняются все моменты, в которых раньше были сомнения.

Внезапно вы будто осознаете, что слушаете музыку сквозь чужие уши. Если задуматься на секунду, то это действительно поразительно. После нескольких часов, возможно, даже дней, работы над треком, многократного его прослушивания, вы вдруг поразительно легко слышите все с совершенно другой точки зрения: от самых маленьких мелочей до общей картины, ваше восприятие будто расширяется и странным образом преображается.

ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДУМАЕТЕ О ТРЕКЕ, ТОЛЬКО КОГДА ВЫ СЛУШАЕТЕ ЕГО С КЕМ-ТО ЕЩЕ.
ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДУМАЕТЕ О ТРЕКЕ, ТОЛЬКО КОГДА ВЫ СЛУШАЕТЕ ЕГО С КЕМ-ТО ЕЩЕ.
Необъяснимое явление! В первую очередь, еще и потому, что это воспринимается как должное, но это никто никогда не пытался объяснить какой-либо физической, физиологической, неврологической или даже духовной причиной. Как такое может происходить? Почему наш мозг способен испытывать такой резкий сдвиг в восприятии? Почему он вообще это делает? В этом нет специального намерения, это просто происходит.

Иногда это «явление» не происходит до определенного момента в треке, но чаще всего это озарение случается под конец. И вы не просто слышите технические детали, вы также можете воспринять музыкальные и эмоциональные оттенки, которые не смогли ощутить раньше; по сути, вы испытываете глубоко личное восприятие с резко обезличенной точки зрения. Вы можете услышать, как ваш, казалось бы, потрясающий бит на самом деле звучит плоско и анемично, или как ваш сокрушающий слог в песне на самом деле чересчур плотный и перегруженный. Или, возможно, услышите, насколько величественно и атмосферно звучит хор, что, в свою очередь, подчеркивает, как плоско звучит всё, что идёт следом.

Если вы когда-либо давали послушать свое новое или незавершенное произведение другу, знакомому или клиенту, вы знаете, что, кроме всего упомянутого выше, есть еще кое что. Будто кувалдой по голове к вам приходит осознание того, понравилась-ли музыка присутствующим в комнате или они вежливо ждут окончания песни, чтобы сказать что-то деликатное или поверхностное, типа: "неплохо" или "это очень мило" или "это здорово, но...".

ПРОСЛУШИВАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУЖИЕ УШИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ МОЩНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НАШЕМ ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ, ПЕСЕН И ВСЕГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ЦЕЛОМ.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУЖИЕ УШИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ МОЩНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НАШЕМ ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ, ПЕСЕН И ВСЕГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ЦЕЛОМ.
Иногда этот момент осознания, момент, когда ваш фокус смещается, и вы можете услышать свою собственную работу через чьи-то уши в первый раз – разрушителен. В худшем случае это может вызвать желание бросить то, что вы ранее считали прекрасным произведением. Но чаще всего это положительный опыт или, по крайней мере, чрезвычайно полезный. Это бесценный опыт, который вы можете получить бесплатно. Пользуйтесь этим всякий раз, когда вам нужен свежий взгляд на ваше творчество, когда вы потеряли способность четко слышать, что работает, а что нет.

Я обычно зову свою милую жену. Она, как и большинство женщин, обладает способностью слышать то, что на самом деле имеет значение, и не проявляет интерес к тому, что не особо важно. Всякий раз, когда я застрял или не уверен, или просто нуждаюсь в небольшой корректировки направления для следующего шага, я говорю ей, что мне ненадолго нужны её уши. Она любезно соглашается и обычно в течение 10 секунд я получаю всю нужную мне информацию.

Я нажимаю стоп, она смотрит на меня с посылом: "ты понял?" – "я понял", оглядываюсь назад, она безмолвно уходит. Затем я либо удаляю часть, либо что-то переделываю, либо просто продолжаю работать дальше, но на этот раз с гораздо более четким ощущением и видением цели.

Прослушивание с помощью чужих ушей – очень мощный инструмент в нашем творческом процессе создания музыки. Пользуйтесь этим всякий раз, когда у вас есть такая возможность!