Создание современной музыки

С чего начать писать трек?

Обзор подходов и методов по созданию композиции
1 – "Отталкиваясь от припева"
Как следует из названия, подобный подход подразумевает, что вы начинаете создание музыкальной композиции, можно сказать, с ее центральной части – припева, а затем, отталкиваясь от него, двигаетесь к началу.
На практике это может выглядеть, например, так:


1. Создаю идею припева, который длится 8 тактов

2. Развиваю эту идею, чтобы она звучала законченной

3. Создаю переход, который ведёт к припеву

4. Создаю сбивки/подходы, которые ведут к переходу

5. Создаю куплет или еще одну припевную секцию, которая ведет к сбивке


Чем хорош такой подход:

Основное преимущество подобного подхода – вы разбираетесь с самым важным элементом музыкальной композиции с самого начала. Очень часто по песне или любой другой музыкальной композиции судят по ее основной части, а именно по припеву. Я слышал немало треков, которые очень многообещающе звучат и подводят нас к, казалось бы, невероятной развязке, но сама по себе развязка производит впечатление прямо противоположное.

Еще одно преимущество этого подхода в том, что после того, как готов припев, остальные части композиции придумать проще, так как можно заимствовать идею и делать вариации, основываясь на основном элементе композиции.

Например, вы можете взять мелодию из припева и использовать ее вариацию в куплете. Или же взять концовку припева – последний такт, и построить на его основе сбивки.


Минусы

Подобный подход не панацея и сработать он может далеко не всегда и не всем подойдёт. Универсального подхода в принципе нет.

Основной минус заключается в том, что работая над секцией припева, можно запросто «застрять в лупе» и не суметь сдвинуться с места. Поэтому такой подход не рекомендуется для тех, кто склонен к подобному застреванию.


Кому такой подход подойдёт?

В первую очередь, тем, кто упирается в стену, дойдя до секции припева в своих композициях. Если ваш рабочий процесс начинается с интро, а затем вы просто движетесь слева направо и останавливаетесь, когда дело доходит до припева, этот метод для вас! Начинайте создавать композицию с самой сложной для вас части, чтобы сразу победить главного Дракона, а затем уже разобраться с его паствой.

Если с построением припева и/или дропа совсем туго, попробуйте реконструировать припев одного из ваших любимых треков. Проанализируйте их. Сколько инструментов они содержат? Насколько сложная мелодия используется? Каков ритмический рисунок? И как следует потренировавшись, приступайте к созданию собственной картины.

Также этот подход подойдёт тем, кто склонен к спонтанному сочинительству; тем, кого муза посещает в самые неожиданные моменты, напев на ухо какую-нибудь мелодию. Как правило, эта мелодия прекрасно подходит для припевной секции. И использование метода «Отталкиваясь от припева» тут вполне обоснованно. Вам нужно как можно скорее ухватить идею за хвост и зафиксировать ее в проекте. Подход создания композиции стандартным методом слева направо может быть неэффективным в данном случае. Ведь пока вы доберетесь до припева, вдохновенная идея может ускользнуть, и вы рискуете остаться с незаконченным проектом.

Тише! Сейчас будет припев
Советы:

1. Добавляйте как можно больше элементов в припевную часть. Позже вам будет проще удалять ненужное, чем сочинять что-то дополнительно.

2. Выбирайте свой любимый инструмент (будь то бас, лид, вокал и т.д.) и стройте ваш припев вокруг этого инструмента. Очень часто мы застреваем, накидывая кучу инструментов, при этом не представляя, как они будут сочетаться с основным элементом композиции.

3. Старайтесь придерживаться более менее чистого звука. Я не имею ввиду, что нужно делать скрупулёзное сведение приветного лупа, но всё же стоит добиться более менее приятного звука, чтобы позже не мучиться, пытаясь соединить грязно звучащий фрагмент композиции со всеми остальными элементами трека.
2 – "Сперва аранжировка"
Сразу стоит отметить, что подход довольно нетрадиционный. Он подразумевает под собой создание пустых аудио/миди клипов, а затем их заполнение музыкальным материалом. Это довольно нетипично, ведь как правило идея к нам приходит до того, как мы приступаем к аранжировке, а этот подход, как бы переворачивает всё с ног на голову.
Метод «Сперва аранжировка» может быть использован как для простого наброска, так и для более сложных схем аранжировки. Иногда достаточно 4-5 дорожек.
Начинать и заканчивать проект, пользуясь таким подходом, также немного легче. Вы просто чувствуете, когда работа близится к концу – ведь у вас есть карта с построенным маршрутом!


Минусы


Главный минус – делать трек таким образом может быть довольно скучно. Всё, чем вы заняты на начальных этапах, – это просто заполнение пространства проекта пустыми клипами, представляя себе, как они будут в последствии звучать.

Еще один минус в том, что, возможно, вам будет не просто решить, насколько аранжировка сложная или простая. Достаточно ли пяти инструментов или стоит использовать 20?

Если пустая аранжировка чересчур простая, то вам придётся немало времени потратить потом, совершенствуя её и добавляя новые элементы. Если же она будет слишком сложной, то процесс создания композиции может затянуться надолго, а то и вовсе застрять.

Золотой середины тут нет. Для каждого уровень сложности аранжировки свой. В любом случае не стоит нагромождать проект, идя по пути метода «Сперва аранжировка». 5-10 дорожек вполне достаточно для чёткой карты, по которой будет удобно передвигаться и искать новые маршруты.



Кому это подойдёт?


Прежде всего тем, кто склонен «застревать в лупе». Следуя этому подходу вы, по сути, не создаёте лупы с самого начала. Выйти из лупа также будет несложно, ведь перед вами уже есть готовая аранжировка, которую вы заполняете всё новыми и новыми элементами, с каждым новым элементом, приближая себя к конечной цели.

Также метод подойдёт тем, кто испытывает трудности в аранжировке. Аранжировать, пользуясь пустыми клипами, гораздо проще, чем музыкальным материалом, где нужно совместить все элементы воедино. К тому же вы всегда можете воспользоваться референсным треком, составив аранжировку, ориентируясь на него, а это совсем несложно.

Ну и наконец, имея перед собой готовую аранжировку, вам будет легче разбить проект на части, чтобы довести ее до совершенства. Ведь как правило, когда мы смотрим на проект, мы видим его как одно целое, а это часто конфузит.

Советы:


1. Анализируйте референсные композиции. Изучайте структуру их аранжировок под микроскопом (в какой момент появляется припев, какие инструменты в нем задействованы, как долго длятся переходы и т.д.)

2. Если во время создания аранжировки вас посещает гениальная музыкальная идея, бросайте всё, хватайтесь за нее и следуйте за ней.

3. Не перестарайтесь. Не надо создавать супер детальную аранжировку из пустых клипов. Достаточно отметить основные моменты и не погружаться в детальную прорисовку сбивок, стоп таймов, смены ритмических рисунков и прочих не столь важных на начальных этапах деталей.

4. Не воспринимайте свою аранжировку как нечто неподвластное изменениям. Подходите к процессу более гибко. Если какая-то, на ваш взгляд, интересная идея не вписывается в контекст аранжировки, меняйте аранжировку, а не пытайтесь втиснуть идею в скелет будущего трека.
3 – "Линейный подход"
Этот метод лежит где-то между предыдущими двумя. Он подразумевает под собой работу по линейному сценарию, то есть, когда мы движемся слева направо – от самого начала композиции к ее концу. Вы начинаете работу с интро, затем переходите к следующей части, и так далее, проходя сквозь куплеты, припевы, дропы, брейки…
Отталкиваясь от припевРаботая линейно вовсе не означает, что вы, пройдя вперёд, не можете вернуться назад и что-то подправить в предыдущих секциях. Если вы сделали интро, которое переходит в припев, а затем вам в голову пришла идея интересного брейкдауна, который не очень хорошо сочетается с припевом, то непременно стоит дать этой идее шанс и, если придётся, переработать припев. В общем, чувствуйте себя свободно и придерживайтесь строгих правил.


Чем хорош этот подход


Основной плюс – как правило, создание гармоничной аранжировки с плавными и/или правильными переходами. Отсутствие острых углов и крутых виражей. Работая линейно, вы как бы ловите волну и плывёте на ней, плавно переходя от одной секции композиции к другой, довольно много внимания, уделяя моментам перехода от элемента к элементу.


Начиная с интро, вы понимаете, что вам нужно построить некую логическую схему развития трека. Один элемент должен быть связан с другим, должны быть выстроены переходы, должно присутствовать некое напряжение. Подобные мысли в голове являются отличным катализатором для возникновения новых идей и их развития в контексте линейного построения трека.


Еще один плюс подхода заключается в том, что вам придётся двигаться от простого к сложному. Беря за основу простую идею, вы начинаете ее развивать в нечто более сложное и интересное. Вряд ли вы будете начинать трек со сложного нагромождённого интро. Как правило мы приступаем с чего-то простого: бит, мотив, незамысловатый ритмический рисунок и т.д. Но эти простые идеи будут развиваться и усложняться по ходу вашего продвижения и погружения в композицию.



Минусы


Линейный подход вряд ли подойдёт продюсерам, которые застревают на определённом этапе создания композиции. Идя линейно, довольно просто упереться в стену. Вы работаете над интро, затем переходите к припеву, а затем… пустота. Никаких идей. Тут на помощь может прийти подход «Отталкиваясь от припева». Работать над кульминацией композиции и затем от нее двигаться в обратном направлении проще, чем двигаться вперёд, преодолевая высокие преграды и упираясь в глухие стены. Линейный метод – это как медленно и осторожно взбираться на высокую гору, в то время как «Отталкиваясь от припева» – это быстрый рывок на вершину и спуск с другой стороны склона.

Другой и довольно существенный минус метода – это риск каждый раз добиваться одного и того же результата, то есть создавать похожие друг на друга композиции.

Начиная каждый раз с интро, или с какой-либо другой секции, которая задаёт начало вашему треку, вы идёте по одной и той же схеме. Делаем ритмический рисунок из большого и малого барабана, добавляем хай-хеты, превращаем это всё в 4/8/16 тактовый луп, строим переход к припеву и т.д. И так каждый раз. В результате получаем если не идентичные, то очень похожие друг на друга музыкальные композиции.

Ну и наконец, может случиться так, что вы слишком много времени будете тратить на полировку секций композиции, прежде чем пойдёте дальше. Тут можно воспользоваться методом таймера. Когда мы выделяем четкое количество времени на проработку каждой секции, и независимо от того, готова ли эта секция или нет, по истечении отмеренного срока, вы переходите к следующей секции.

С другой стороны, закончив, скажем интро и доведя его до состояния близкому к совершенству, мы получаем заряд энергии, глубокого удовлетворения и вдохновения, что позволяет вам двигаться дальше и развивать музыкальный трек.


Для кого этот метод?


Линейный подход – это поле для экспериментов. Для многих метод не работает вовсе, для некоторых он приводит к прекрасным результатам и действительно уникальным композициям.

Скорее всего, метод подойдёт для продюсеров, которые работают с жанрами с приставкой прогрессив (прогрессив хаус, прогрессив транс…) Подобная музыка называется так потому, что строится по прогрессии – от простого к сложному. А линейный метод как раз и подразумевает под собой подобное движение. Используя его, можно очень эффективно превратить простейшую идею в нечто уникальное, сложное и интересное.

Также подход подойдёт для тех, кто испытывает трудности в создании переходных элементов – билд апов, сбивок, брейкдаунов и др., так как этот метод побуждает вас сосредоточиться как раз на таких элементах.
Итог


Какой метод выбрать? Рекомендую попробовать все. Возможно, в ходе проб и ошибок вы изобретёте свой метод и подход. Непременно поделитесь им с нами! Удачи в творчестве и бесконечного вдохновения, друзья!