С чего начать
и как закончить
практические советы при создании музыкальной композиции
Открывая звуковой редактор и приступая к работе, мы оказываемся перед чистым листом. Иногда идея кружится в голове, но воплотить ее оказывается не так просто. С чего начать создание музыкальной композиции? Как не упустить интересную идею? Как закончить этот творческий процесс и как в нём не заблудиться? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Создавайте темплейты
Идею, которая посетила вас, необходимо как можно скорее зафиксировать, и на этом пути должно быть как можно меньше препятствий. Если вы уже какое-то время занимаетесь созданием музыки, то у вас наверняка появились любимые инструменты, плагины, эффекты, сэмплы и так далее. Сохраните их в проекте, который будет открываться "по умолчанию", как только вы запустите музыкальный редактор. Проводить 10-20 минут каждый раз перед началом работы в поисках подходящих звуков может самым пагубным образом отразиться на процессе работы над треком.
Сохраняйте собственные пресеты
Приближаясь к завершающему этапу создания музыкальной композиции, сохраните настройки различных дорожек. Также как и в случае с темплейтами, в будущих проектах эти настройки помогут быстро окунуться в творческий процесс и получать желаемый результат за максимально короткое время. Возможно, вы провели несколько часов, нащупывая нужный вам звук гитары. Сохраните эти настройки, в следующий раз они могут стать отправной точкой нового трека.
Экспериментируйте с разными начальными точками
Если вы играете на каком-то инструменте, то, скорее всего, наиболее частой отправной точкой в создании новой музыкальной композиции будет именно этот инструмент, поскольку вы наиболее комфортно чувствуете себя, начиная на нём играть. Я вот, к примеру, люблю начинать новый трек с барабанов. Прописав несколько ритмических рисунков, я перехожу к дальнейшим действиям. Так поступают многие. Суть моего совета заключается в том, что стоит попробовать выйти из своей зоны комфорта и начать создавать трек с какой-то другой отправной точки, например, с мелодии, если вы также как и я любите начинать с барабанов. Или вовсе придумайте рисунок баса, который ляжет в основу вашей будущей композиции. Это даст возможность сгенерировать новые идеи.
Создавая Музыку
Не важно, что лежит в основе вашей музыки: запись акустических инструментов или 100% электронная музыка – возможностей открывается огромное количество. Это прекрасно! Эти возможности могут как вдохновить, так и сконфузить. Ведь очень просто потеряться, сбить фокус или вообще не сдвинуться с места, поэтому начинать новый творческий процесс стоит с постановки четкой цели. Начните с прослушивания музыки, которая вас вдохновляет. Замечайте основные элементы в треках, характерные звуки, мелодические и ритмические приемы и ходы. Эти заметки помогут вам определиться с направлением движения и наметить чёткий план создания музыкальной композиции.
Запись аудио в домашних условиях
Запись звука в профессиональной студии с опытным звукоинженером на профессиональном оборудовании – способ проверенный, известный и беспроигрышный, правда, от такого способа записи может здорово пострадать ваш бюджет. Возможно ли добиться столь же высокого качества записи в домашних условиях? Конечно. Ведь на самом деле секрет не в дорогом оборудовании, а в вашем желании добиться максимально качественного результата, стремлении совершенствоваться и смелости экспериментировать.

Часто основной проблемой домашней студии является звукоизоляция, а точнее ее отсутствие. На самом деле проблема не столь критична, как ее бывает описывают. Изучите акустику помещения, в котором будете работать. Послушайте, как в нём звучат ваши любимые композиции. Постарайтесь приобрести минимально необходимую изоляцию, например, акустический поролон. Если в вашей домашней студии есть окно, повесьте на него самые плотные шторы и еще раз послушайте, как в помещении звучат ваши любимые треки. Звукоизоляция позволит вам добиться более четкого ощущения музыки и быстрее прийти к желаемому результату при записи и после.
Миди клавиатуры и контроллеры
Хотя без миди клавиатуры и можно обойтись, но с ее помощью гораздо проще работать над аранжировками и контролировать рабочий процесс при помощи набора контроллеров. Миди клавиатура способна передать громкость и энергию звучания отдельных нот, что в свою очередь, даст вашим виртуальным инструментам более музыкальный характер.
Заполняем пустоты
Накопив определённый опыт в музыкальном сочинительстве, набросок изначальных идей задача довольно простая. Вы знаете как записать акустическую гитару, а главное как на ней сыграть, как построить аккордовую последовательность, как набросать ритмический рисунок и так далее. Но что делать дальше? Как трансформировать простую идею в законченный трек?

Как только изначальная идея зафиксирована в первом музыкальном наброске, вы погружаетесь в дальнейший процесс: добавляете новые музыкальные элементы и новые звуки. Все эти элементы в итоге должны согласованно звучать друг с другом, так сказать комплиментировать друг друга. Они ни в коем случае не должны соперничать и бороться за место в фонограмме. Есть несколько атрибутов, в области которых инструменты могут как соперничать так и "дружить": частота, ритм, тембр, настроение (или энергия), стерео панорама и громкость. Кое-где соперничество позволительно, если это происходит музыкально и/или, как минимум, оригинально. Каждому инструменту и каждому звуку должно быть отведено своё место в треке. Если все ваши звуки будут "толпиться" в одном месте фонограммы, то в итоге вы получите настоящий хаос и отсутствие баланса в звуке.

Можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выяснить, какой инструмент будет комплиментировать вашу аранжировку. Например, вы начали с фортепиано, чей звук сфокусирован на высоких-средних частотах, сыгранно оно в стандартном ритме, у него тёплый тембр, спокойное настроение, в основном собранная в центре стерео панорама и средняя громкость (эти атрибуты подсвечены голубым в таблице). К вашему фортепиано, в таком случае, можно определить элемент, который не будет конфликтовать с этими характеристиками. Например, следующим инструментом может стать бас, чья фундаментальная частота сфокусирована в районе "низа", который обладает сложным ритмом, более тёмным тембром, бодрым настроением, звучит в моно и также имеет среднюю громкость (эти атрибуты подсвечены в таблице зелёным). Если у вас в треке несколько элементов, которые похожи друг на друга по всем 6 категориям, то ваша фонограмма определённо будет звучать нагромождённо.
Креативные моменты
Продолжайте двигаться!
Положив основу композиции и записав её первые элементы, не останавливайтесь! Переходите к следующей стадии. Творческий процесс стоит ставить в приоритет, исправить какие-то технические ошибки можно и позже. Если вы обнаруживаете себя за многократным прослушиванием одного и того же фрагмента снова и снова, при этом никак этот фрагменте не развивая, – попробуйте работать по таймеру. Поставьте таймер на 20 минут, и когда время выйдет, независимо от того, насколько вы считаете фрагмент готовым, переходите к следующему. Дедлайны обычно помогают работать сфокусировано и более продуктивно распоряжаться своим временем.
Лупы
Не важно начинаете ли вы композицию с создания интро, куплета или припева, всегда хочется поставить этот фрагмент на луп и поработать над его вариациями. Помните о том, что нужно двигаться быстро. Не зацикливайтесь на этих лупах – это может привести к потере ощущения перспективы и переоценке основной (возможно гениальной) идеи композиции.
Переходы и связующие звенья
Когда вы построили все необходимые секции вашей композиции, приходит время задуматься о том, как осуществлять переходы между ними. Сбивки, проигрыши, соло, билд-апы, дропы и прочие связующие звенья могут в этом помочь, также как и автоматизация. Также вместо того, чтобы использовать новые звуки и внедрять новые инструменты в аранжировку, попробуйте видоизменять звучание уже используемых элементов. Можно не трогать основные параметры инструмента, но «покрутить», к примеру, фильтры или изменить параметры огибающей (ADSR). Переходы от одной секции к другой можно осуществлять постепенно, выводя элементы с заднего плана на передний. Это можно делать просто, автоматизируя их громкости, или же при помощи вышеописанных параметров. К примеру, вы представляете бас в припеве, но выкручиваете у него низкочастотный фильтр так, чтобы была слышна лишь его пульсация. Приближаясь к куплету и проходя сквозь бридж, низкочастотный фильтр постепенно открывается, представляя нам то, как звучит бас, который во время куплета предстаёт перед нами во всей красе и не кажется нам «взявшимся из неоткуда».
Уровень громкости
Ну и последнее в списке, но не по значению: о чём стоит помнить – это уровни громкости ваших элементов. Следите за балансами громкостей элементов с самого начала создания композиции. Не переходите в красную зону. Цифровые искажения крайне непрятны, и бороться с ними на финальных этапах создания музыки не так просто. Поглядывайте на ваш мастер канал и следите за тем, чтобы на нём был достаточный запас громкости.
Ну и, конечно, творите, друзья! Не бойтесь смелых экспериментов и нестандартных решений. Помните, в творчестве строгих правил нет и, если вы считаете, что то, что у вас получается звучит хорошо, значит так тому и быть! Удачи!