E-Mail
Имя
Фамилия
Почему Вы хотите попасть на этот курс?
Несколько ваших любимых композиций.
промо код
Покупая курс, вы соглашаетесь с условиями Договора
 
7 мифов о домашней студии звукозаписи
которые могут сбить вас с толку
Современные продюсеры часто любят поспорить о том, что лучше: аналоговое оборудование или цифровое, один музыкальный редактор (DAW) или другой, а также, как громкость влияет на восприятие трека. То же самое касается и домашних студий. Спросите что-нибудь, связанное с созданием музыки в домашней студии, как сразу получите шквал противоречивых мнений и комментариев в ответ, из которых трудно будет понять, что верно, а что нет. Новичков это сильно конфузит и отвлекает от создания музыки. Вот почему мне хочется развеять некоторые мифы о домашней студии звукозаписи.
Миф 1: «Дома невозможно профессионально записать музыку».
Это миф, который с каждым годом становится все менее жизнеспособным. Мы давно вступили в "цифровую эру". Качественные мониторы и программное обеспечение стали легко доступны. А акустическая изоляция позволяет создавать профессионально звучащую музыку в домашних условиях от момента задумки до мастеринга.
Акустическая звукоизоляция
Фолк и акустическая музыка давно записываются дома, это хорошо слышно, например, на альбомах Эллиотта Смита и Бон Ивера. Коммерчески успешные рокеры Nine Inch Nails и Foo Fighters также делали свои первые записи, что называется «на коленке».
Я сам записываю и обрабатываю свою музыку в домашней студии. В качестве примера можете посмотреть мой мастер-класс о саунд дизайне и музыкальном продакшене:
Бесконечный поток синглов и EP, нашпигованных электронной, рэп и различной андеграундной музыкой, производятся также в основном в домашних студиях. Это говорит о том, что и вы тоже можете создавать музыку у себя дома на профессиональном уровне. Кстати, список не самых очевидных вещей, которые могут помочь в музыкальном творчестве в домашней студии, можно прочитать по ссылке ниже.
Миф 2: «Если это звучит хорошо в моей домашней студии, значит должно звучать хорошо везде».
Предыдущий пункт наводит на мысль, что запись дома представляет собой некий набор проблем, с которыми продюсеры не сталкиваются в профессиональных студиях, к примеру – далеко не идеальная акустика помещения. Действительно, небольшие размеры и форма домашних студий звукозаписи, как известно, создают отражения и резонансы, которые окрашивают звук и искажают его восприятие. Это становится ясно, когда музыка, созданная дома, теряет свою силу и чёткость при прослушивании на других звуковых системах.

Для решения этой проблемы инженеры разработали тональный контроль баланса, который визуализирует распределение частотного контента в миксе. Он предназначен для продюсеров, работающих в неидеальных студийных средах, чтобы помочь решить проблемы с громкостью, балансом и частотными конфликтами, дабы композиция начала соответствовать коммерческим стандартам.

Наличие дополнительной пары мониторов и студийных наушников поможет вам сделать полезные выводы и улучшить качество звучания вашей музыкальной композиции.
Миф 3: «Прослушивание на низкой громкости решает проблему несовершенной акустики комнаты».
У некоторых людей создается впечатление, что более низкий уровень громкости воспроизведения на мониторе снижает влияние акустики помещения на звук, но это не так. Соотношение прямого звука (сигнал, который выходит из ваших мониторов) к отраженному звуку (то, что поступает в ваши уши после отскока от стен) остается неизменным, независимо от уровня выходного сигнала.
Одной из возможных причин существования этого мифа является то, что мы не воспринимаем громкие и тихие сигналы одинаково — на низких уровнях наши уши менее чувствительны к низким и высоким частотам. Большинство акустических проблем происходит в этих частотных диапазонах (раскатистый бас, звенящий верх), нам просто труднее услышать их при низком уровне громкости.
Миф 4: «Всегда "резать" вместо того, чтобы "добавлять" при эквализации».
В этом утверждении есть доля правды: не нужно использовать эквалайзер просто потому, что он есть — скорее, эквалайзер нужен, если он, действительно, приносит пользу миксу.

Помните, эквалайзер – это прежде всего устройство для устранения проблем в миксе. Если вы слышите низкий гул, имеет смысл удалить его с помощью фильтра высоких частот. Нечеткую середину можно приподнять, немного обрезав вокруг нее 150-400 Гц, и так далее.
Миф 5: «Микс должен быть максимально громким».
Это миф, который уходит своими корнями в дни, когда плёнка была основным музыкальным носителем. Тогда для устранения шума, присутствующего на ленте, инструменты записывали достаточно громко, т.к. высокая громкость прекрасно маскировала шумы. Кроме того, инженеры обнаружили, что выведение уровня громкости за порог искажения (иначе перегруз входного сигнала) обогащает звук. Теперь подобный эффект мы называем сатурацией, или насыщением.

С цифровой записью дела обстоят по-другому. Теперь на пути сигнала, поступающего, к примеру, из микрофона в компьютер, гораздо меньше искажений и шума. А если шум всё-таки попадает на запись, то его можно довольно легко удалить.

Тем не менее слишком «стерильный» сигнал, очищенный от шумов и любых искажений, нам также не нужен. Поэтому стоит пользоваться различными плагинами сатурации, для обогощения нашей музыки обертонами и гармониками, дабы наполнить ее жизнью.

Что же касается громкости, то в наши дни это уже не актуально. Гораздо более остро стоит проблема той самой стерильности звучания микса, пусть даже он самый громкий в своём жанре. Если в вашей композиции нет теплоты, жизни и динамики, она проиграет любому треку с меньшей громкостью, но правильно сатурированному.
Миф 6: «Мастеринг исправит мои ошибки».
Не просто признать собственные ошибки и недостаток опыта. Также сложно признаться себе, что нужно больше времени и навыков, чтобы музыка зазвучала так, как хотелось бы. По этой причине многие расслабляются на более сложных этапах продакшена, надеясь, что мастеринг все в итоге исправит.

Когда вы планируете выпустить проект, записанный и спродюсированный дома, конечно, сперва его надо отмастерить, но имейте ввиду, что это не панацея, и мастеринг не сделает плохосведенную композицию профессиональной по звучанию. Мастеринг лишь подчёркивает важные моменты в миксе, обеспечивая оптимальное воспроизведение на разных прослушивающих устройствах и , конечно, добавляет треку общей громкости. Когда вы слушаете свои любимые песни, на что вы обращаете больше всего внимание: на мастеринг? Скорее на музыкальность, исполнение и общее впечатление от музыки. Мастеринг является важной частью процесса создания музыки, но это лишь вишенка на торте, а для нее нужна прочная основа.


Миф 7: «Вас должно посетить вдохновение».
Давайте начнем с цитаты писателя Сомерсета Моэма: «Я работаю только когда приходит вдохновение! К счастью, оно столь любезно, что приходит каждый день ровно в девять часов утра».

В домашней студии, вы можете легче и быстрее воплощать идеи, внезапно озарившие вас. Вам не нужно куда-либо ехать и платить за время работы в студии, вы уже знакомы с имеющимся у вас оборудованием. Но моменты вдохновения не предсказуемы. В один прекрасный день вы можете сочинить и закончить песню за один присест, а на следующий не сможете сдвинуться дальше одного такта.

Спонтанные сейшены, в результате которых легко и непринуждённо получаются отличные композиции, могут приносить радость и удовольствие, многие именно такой способ создания музыки относят к "аутентичнму". Если вы серьезно относитесь к музыкальному продакшену, вам нужно перестать ждать вдохновения и вместо этого наметить график работы. Немного ограничьте себя в ресурсах (пользуйтесь только минимальным набором плагинов и оборудованием) и, настроившись на работу, отправляйтесь в творческое путешествие. Подробнее об этом я писал в предыдущей статье "10 фактов о создании современной музыки, о которых почти не говорят".
Заключение

Создание музыки в домашних условиях вызывает много вопросов, начиная от проблем с акустикой помещения до непосредственного процесса продакшена. Иногда ответы приходят с опытом, а иногда просто нужно прислушаться к чьему-то совету. Надеюсь, что эти советы вам помогут и вдохновят вас на занятия музыкой.

Мифы, о которых шла речь в этой статье, были либо теми, на которые велся и я, когда только начал, либо теми, о которых я прочитал в интернете и подумал, что нужно немного прояснить по ним ситуацию. Хотя вокруг еще много вопросов, основные и самые насущные, надеюсь, мне прояснить удалось.

Продуктивного вам творчества, друзья!