Давайте знакомиться - High Pass Filter
Фильтры – это, наверное, наиболее недооцененные приборы динамической обработки в студии. Все говорят про компрессоры, лимитеры, ревербераторы, эквалайзеры, даже катушечные магнитофоны, а ведь фильтры, особенно фильтры высоких частот – одни из самых важных инструментов при сведении.
E-Mail
Имя
Фамилия
Почему Вы хотите попасть на этот курс?
Несколько ваших любимых композиций.
промо код
Покупая курс, вы соглашаетесь и принимаете условия Договора
Что еще за фильтры?!

Действительно, само название «высокочастотный фильтр» (High Pass Finter или просто HPF) – это такой тип фильтра, который позволяет высоким частотам, проходящим выше заданной точки среза, остаться без изменений, при этом постепенно убирая низкие частоты, находящиеся ниже этой точки среза. На самом деле это довольно простой инструмент, который попросту говоря, подчищает низкочастотный диапазон.
Одним из популярных инструментов для частотной фильтрации является PRO-Q2 (или его более старшая версия PRO-Q3) от компании FabFilter. Он имеет много возможностей фильтрации Bell, Notch, High/Low Shelf, High/Low Cut, Band Pass, Tilt Shelf. Настоятельно рекомендую этот плагин, со своими задачами он справляется просто прекрасно.

Но низкие частоты – это же здорово, не так ли? Да, мы все любим плотный и четкий низ в миксе, и верьте или нет, фильтры высоких частот могут нам в этом помочь. Если у вас в фонограмме много низкочастотных составляющих, ваш микс будет звучать мутно. Представьте себе, что ваш бас-барабан, малый барабан, томы, бас-гитара, гитары и клавишные – все борются за одну территорию в 80-100 Гц и ниже. Это борьба превращается в настоящий звуковой хаос! Давайте разберемся, зачем электрогитаре бороться с бас-гитарой? Это просто не имеет смысла, пусть бас займет низы, а гитара – средние. Тут к нам на помощь и приходит Хай Пас Фильтр.

Всем Хай пас!

Стандартно настроенная гитара запросто может занять частоту в 82 герца, если взять ноту Ми на открытой шестой струне. В тоже время усилитель или дибокс может добавить еще больше низа этому сигналу. Так называемый гул. Вряд ли вам в миксе это нужно. Человеческое ухо способно распознать столь низкую фундаментальную частоту только, если выше ее диапазона присутствуют гармоники (обертона). Так что можете смело отрезать всё, что ниже 80 Герц, а то и 100 – это уже дело вкуса, оставляя при этом место в низкочастотном диапазоне, для более значимых в нем инструментов.
То же самое происходит со всеми другими элементами средних частот, такими как малый барабан, томы, клавиши, духовые и, конечно же, вокал. Тут стоит избавляться от нежелательных/ненужных низов. Ко всем элементам, которые создают слишком тяжелый низ должен быть применен хай пас фильтр. Большому барабану вряд ли нужны частоты ниже 30 Герц, в любом случае, большинство саунд систем не смогут воспроизводить их, так что смело включайте HPF на бочке. Обычная четырехструнная бас-гитара с низким E выдает около 41 Гц, всё что ниже режем беспощадно. Опять же, если вы хотите убрать то, что выше, скажем, 60 или 70 Гц – вперед, ориентируйтесь на свои ощущения. Такие элементы, как знаменитый 808 кик, производят безумное количество низов, и знаете что? Вам вряд ли нужно так много низов, поэтому вновь – хай пас фильтр на все, что ниже 40 Гц или около того. С акустическими инструментами, такими как флейты или скрипки дело обстоит немного сложнее. Это достаточно деликатные инструменты, и при сведении к ним нужен столь же деликатный подход. Тут стоит обратить внимание на низкочастотные составляющие от 250 Герц и ниже. Акустическая гитара – инструмент для обработки не самый простой, тем не менее слишком много низа ей точно не нужно.

Запас громкости в цифровой среде.

Уверен, что иногда в вашем звуковом редакторе (DAW) вы переходите отметку в 0 децибел и уходите в так называемую красную зону цифровой перегрузки. Но при этом происходит вовсе не увеличение громкости, а скорее наоборот, ее уменьшение. Звук становится мутным, грязным и тк далее. Угадайте почему? Все из-за низких частот. Низкие частоты имеют больше энергии, чем любые другие, и эта энергия (которую часто даже не слышно) безжалостно заполняет громкостной диапазон, не давая шанса пробиться сквозь них другим элементам микса. Включите спектральный анализатор на вашем мастер канале и увидите, что низкие частоты оккупировали спектр плотной волной. Нужно их усмирить, чтобы дать пространство другим инструментам. Хай пас фильтр в таком случае – ваш незаменимый помощник.
Хай пас фильтр на реверберации и дилее.

Никогда не думали о том, что можно использовать динамическую обработку на пространственной? Попробуйте использовать хай пас фильтр перед ревербератором. Отрежьте на нем все, что ниже 300-500 герц. Это поможет вам сделать хвост реверберации более четким и менее мутным. Ревербераторы и прочие эффекты задержки сами по себе генерируют низкие частоты, которые также вносят смуту в ваш микс. Конечно, эти частоты нужно контролировать, и хай пас фильтр тут приходится как нельзя кстати.

Компрессоры

Компрессоры, как правило, также генерируют низкие частоты. Особенно, аналоговые и даже ламповые. Так что следите за этим и попробуйте использовать HPF после компрессора. Во многие подобные приборы хай пас фильтр встроен. Иногда он имеет свои настройки, иногда это просто ручка включения/выключения фильтра. Конечно, стоит попробовать воспользоваться этим. Если результат вас не очень устраивает, и вы предпочитаете иметь больше контроля, опять же обратитесь за помощью к Pro-q2.

Срез (Slope/слоуп)

Очень важный параметр настройки фильтра - это величина среза. Срез – означает, как сильно (резко) сигнал будет срезан ниже заданной частоты. Так, например, если у вас есть фильтр 6 дБ на октаву, и ваша точка среза находится на 100 Гц, это означает, что частота 50 Гц будет уменьшена на 6 дБ, 25 Гц будет уменьшена на 12 дБ и т. д. Стандарт большинства фильтров высоких частот – это срез 12 дБ на октаву, что более чем достаточно, чтобы избавиться от нежелательных низких частот. Другие частые срезы – это 18 dB в октаву и 24 dB в октаву, некоторые цифровые HPFs имеют возможность резать до 48 дБ на октаву. Ну, а тоже Pro-q2 дает нам возможность и вовсе резать до 96 дБ, что скорее применимо в сфере саунддизайна, чем в сфере звукорежиссуры.
Заключение

Теперь, когда вы знаете все о фильтрах высоких частот, вернитесь к вашим старым миксам и попробуйте применить эти знания. Помните, что фильтр высоких частот может стать вашим лучшим другом, когда дело доходит до процесса сведения!
Понравилась статья?
Расскажи о ней в социальных сетях