E-Mail
Имя
Фамилия
Почему Вы хотите попасть на этот курс?
Несколько ваших любимых композиций.
промо код
Покупая курс, вы соглашаетесь и принимаете условия Договора
 
Курс "Создание современной музыки"

Высокие частоты

Укрощение строптивых
Укрощение высоких частот – задача не из простых. Эта область частотного спектра одна из самых "упрямых" и "непослушных". Слишком много высоких частот – и ваш микс начнёт "резать ухо", слишком мало – и из него исчезнет жизнь.

Вот несколько советов, как оседлать и укротить высокие частоты.
Корректировка тонального баланса
Справиться с высокочастотным диапазоном проще, если в вашем миксе все инструменты приведены в баланс, у всех дорожек настроены громкости и панорамирование, а также нет конфликтов в области низких и средних частот. Помните, что сведение композиции мы начинаем с низких частот и от них постепенно поднимаемся вверх. Обратите внимание на баланс между большим барабаном и басом, если чувствуете, что там что-то не так, разберитесь с этим до того, как отправитесь вверх частотного спектра, иначе создадите себе массу дополнительных проблем, пытаясь залатать верх, когда внизу царит неразбериха.

К примеру, если в области низких частот у вас ощущается неприятное гудение и конфликт инструментов, то пытаясь настроить верхне-частотный диапазон, вы устроите низким и высоким частотам настоящий батл, в котором нет победителей, а вот вы непременно проиграете. С другой стороны, если низ в вашем миксе нечеткий, есть риск перегрузить высокие, дабы сбалансировать микс, что приведет к ненужному понижению общей громкости микса.

Проверив и настроив более низкие области микса, вы более точно сможете прочесть ваш микс, определить его слабые стороны и понять, что же нужно сделать, чтобы взять под контроль высокочастотный диапазон. Вполне вероятно, что решение окажется очень простым – немного приоткрыть, или наоборот закрыть, низкочастотный фильтр.
Эквалайзер спешит на помощь
Масса проблем с высокочастотным диапазоном может быть решена при помощи старого доброго эквалайзера.

Решение №1: Если в миксе присутствуют слишком много высоких частот, попробуйте опустить громкость в районе 3-8 килогерц. Альтернативно можно добавить немного низа, это создаст психоакустический эффект понижения громкости высоких частот.

Решение №2: Если верх глуховат, аккуратный подъём в районе 10-15 килогерц может "проветрить" верхние частоты и дать миксу немного воздуха. Но будьте осторожны с настройками столь высокочастотного диапазона. Особенно обратите внимание на богатый высокими частотами контент: цимбалы, хай-хеты, яркие синтезаторные звуки. При обилии высокочастотного диапазона, эти инструменты могут начать звучать очень неприятно.

Решение №3: Если у вокала, гитар или синтезаторов возникают проблемы с тем, чтобы прорваться сквозь плотный звук остальных инструментов в миксе, или же вы просто хотите подчеркнуть их присутствие в отдельных частях композиции, вам может помочь небольшой подъем в районе 3-5 килогерц. И вновь будьте осторожны и внимательны при работе с аддитивными настройками эквалайзера: если бездумно поднять один и тот же частотный диапазон сразу в нескольких музыкальных элементах, может получится неприятная высокочастотная каша.

Наши уши очень чувствительны к различным повышениям громкости при экранизации. В некоторых случая даже подъём на один децибел может показаться чрезмерным. Поэтому прежде чем как что-то добавлять в эквалайзере убедитесь, что вы отрезали всё ненужное и освободили место для повышения громкости.
Пожертвуйте эквалайзером в пользу сатурации
Если вам понадобился яркий верх в вашем миксе, но вместо того, чтобы воспользоваться аддитивным эквалайзером, обратитесь к приборам сатурации, гармоническим эксайтерам или же просто к эффектам перегрузки (distortion, overdrive). Подобные устройства добавляют в сигнал гармоники (обертона), которые обогащают звук и делают его более «тёплым». Хотите получить более яркий и тёплый звук? Попробуйте применить катушечный магнитофон (плагин или реальное устройство) или пропустить звук через ламповый усилитель.

Добавление гармоник также приводит к усилению громкости, поэтому сатурационные плагины всегда снабжены тонкими настройками громкости. Поэтому не забывайте настроить громкости так, чтобы разница между обработанным и необработанным сигналом была минимальной. Человеческое ухо привыкло воспринимать более громкий сигнал как более чёткий и качественный, что далеко не всегда правда.

Сатурация также может быть чрезмерной. Перестаравшись с ней, можете опять же получить чересчур яркий и неприятно звучащий микс. Я бы пересатурированный микс назвал приторным.
Деэссер и борьба с шипящими и свистящими звуками
Уменьшение громкости сибилянтов – очень ярких коротких высокочастотных сигналов – часто является неотъемлемой частью работы в процессе сведения микса. Диалоги и вокальные партии с присутствием звуков Ш, С, Ф, Т, П и их аналогов в иностранной речи, основные источники сибилянтов. У некоторых артистов тембр голоса естественным образом выдаёт большое количество сибилянтов, когда они говорят или поют. В таком случае многое зависит, в первую очередь, от выбора микрофона, а также очень важна дальнейшая обработка. Для борьбы c сибилянтами существуют специальные приборы, называемые деэссерами. По сути, это компрессор, который настраивается на узкий частотный диапазон, в котором живут те самые шипящие звуки, и уменьшает их громкость, как только они себя проявляют.

Деэссер можно использовать не только для подавления сибилянтов в вокале, он также прекрасно справится и с другими музыкальными инструментами, которые звучат шероховато и чересчур ярко. В таком случае, настроенный на специфический частотный диапазон деэссер прекрасно справится с подобной неприятностью. Звук гитар, перкуссии и даже синтезаторов могут страдать от сибилянтов. Попробуйте помимо деэссера также применить эквалайзер на специфическом частотном диапазоне (как правило в районе 5 килогерц), сделайте небольшое понижение частот в этом диапазоне, а затем подключите к процессу деэссер. Таким образом можно добиться отличного результата в борьбе с неприятно шипящими звуками.
Переходим на тёмную сторону
Микс – это поле боя за пространство в частотном диапазоне, и в верхнем регистре происходят самые жестокие сражения. Если в вашей музыкальной композиции много звука цимбал и перкуссии, а вокал и синтезаторы плотно занимают передний план, вам придётся принять несколько важных решений о том, какой из элементов важнее, и для него придётся немного расчистить место при помощи фильтрации высоких частот.

Разберитесь, какие из элементов звучат более ярко, а какие находятся в тени. Более «тёмнозвучащие» элементы, как правило, находятся более глубоко в миксе. Чтобы отодвинуть их в глубь, применяем на них high pass (или low cut) фильтр и с помощью этого расчищаем место для более значимых для композиции элементов.

Если у вас в миксе много реверберации и длинных дилеев, отфильтруйте высокие частоты в них тоже. Просто повесьте эквалайзер или фильтр после эффектов реверберации и/или дилея и приструните высокие частоты в пространственной обработке, отправьте эти эффекты на тёмную сторону вашего микса.
Заключение

Каждый микс индивидуален и требует особого подхода. Универсальных советов почти нет, тем не менее, описанные выше методы, надеюсь, помогут вам в принятии правильного решения и натолкнут на интересные идеи, которыми, если хотите, вы можете делиться в комментариях!
Понравилась статья?
Расскажите о ней в социальных сетях