Слишком "цифровой" звук
Охота за неидеальным
Было время, когда процесс записи и создания музыки был во многом неидеален. В него вовлекалось большое количество погрешностей за счёт использования аналогового оборудования, которое шипело, трещало, создавало наводки и так далее. У аналоговых синтезаторов часто "плыл" строй, вокалисты не всегда точно попадали в ноты, а скорректировать это после записи уже было нельзя. Сами по себе старые композиции звучали далеко не идеально. В те дни звукорежисёры мечтали о возможности записи и обработки линейного и чистого сигнала.

В наше время компьютеры и софт позволяют добиться чистейшего звука, практически лишенного каких-либо неточностей и погрешностей. Мы можем идеально скорректировать высоту нот и добиться абсолютной гармонии в звучании. Хорошо ли это?

Представьте себе, что высота звучания – это поле. Центр этого поля – эталонная частота, к которой стремится ваш сигнал. Попадая в это поле, вы, можно сказать, "попадаете в ноту", и в музыкальной композиции появляется гармония звучания. В это поле попадают и другие инструменты. И чем дальше каждый из них от центра поля, тем сильнее поле расширяется. Это даёт нам больше свободы! Больше пространства для вокала, который также может звучать неидеально, отклоняясь от эталонного центра, а ноты музыкальных инструментов не будут восприниматься как должное большинством слушателей.

Попробуйте дублировать некоторые части мелодий в ваших композициях инструментами, которые не обладают идеальной высотой звучания. Если вы используете софтверные инструменты, расстройте их немного и послушайте, что получится.

САТУРАЦИЯ
Иногда термины "сатурация" и "перегрузка" используют как взаимозаменяемые. Однако сатурация – это как раз причина перегрузки. В прошлом, когда запись шла на плёнку, уровень громкости был одним из критических параметров. Слишком низкий уровень сигнала приближал музыкальный материал к шумовому порогу, что в свою очередь приводило к очень шумной записи. Когда уровень сигнала оказывался слишком громким, плёнка его сатурировала. То есть пики, которые выходили в так называемую красную зону, аккуратно срезались и превращались в дополнительные гармоники, подмешиваемые к оригинальному сигналу. Подобное могло происходить не только с плёнкой, но и с любыми другим аналоговым оборудованием.

Плагинов сатурации существует огромное количество. Некоторые из них звучат очень здорово и прекрасно делают свою работу. Как, например, любимый мной Decapitator. Но как бы ни старались производители софта переплюнуть аналог, у них пока это не получается.

НЕДОРОГИЕ АНАЛОГОВЫЕ ПРИБОРЫ
Хорошо звучащие аналоговые приборы стоят совсем недешево, и их вряд ли может себе позволить начинающий продюсер или тот, для кого создание музыки это не больше, чем хобби. Однако, существует масса способов заполучить настоящий аналоговый звук, при этом не расставаясь с последними деньгами.

ГИТАРНЫЕ ПЕДАЛИ
Многие именитые продюсеры и саунд инженеры активно пользуются гитарными педалями в качестве внешней обработки, даже если их студии под завязку набиты дорогим оборудованием. Приобрести пару гитарных педалей может себе позволить практически каждый музыкант. Есть множество недорогих и отлично звучащих моделей. Особенно если речь идёт о перегрузке, фильтрах и эффектах задержки.

Гитарные педали способны очень интересно окрасить звук. Зачастую такого окраса не так просто добиться, пользуясь плагинами или даже дорогим аналоговым оборудованием. Не думайте, что раз она называется гитарной педалью, то ее можно использовать только вместе с гитарой. Почему бы не попробовать пропустил звук ваших барабанов через одну из таких примочек? Туда же отправьте и дорожку с вокалом. Уверяю, результат вас приятно удивит.

ПЛЕНКА
Еще один вариант "вдохнуть жизнь" в ваши треки – это записать их на плёнку. Найти недорогой катушечный магнитофон в наши дни совсем несложно. Обратите внимание, например, на Revox A77. Этот малыш прекрасно звучит и может быть использован даже для мастеринга. На плёнку можно записать как весь трек целиком, так и пропустить через него отдельные дорожки.

Плёнка сможет добавить "жира" вашему басу, так что его, наконец, можно будет услышать на небольших колонках. Это поможет "оживить" барабаны, четче обозначив их атаку и сделав звук более плотным.

ВНЕШНЕЕ АНАЛОГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Еще один вариант погружения цифровой записи в аналоговую вселенную – это приобретение недорогой внешней динамической или пространственной обработки. Например, обратите внимание на старый добрый компрессор DBX 160X, который использовался на бесчисленном количестве хитовых записей. Ваш бюджет не пострадает от его покупки, а вы наконец сможете музыкально и аналогово перегрузить ваш сигнал: например, всё те же барабаны и бас.

Если же говорить о пространственной обработке, то можно обратить свое внимание на какой-нибудь недорогой ревербератор. Например, Roland SRV2000. Это не аналоговая реверберация, но всё же доступный прибор, который интересно окрасит ваш сигнал и даст ту самую погрешность, о которой я говорил в самом начале. В 80-х эта штука стояла почти в каждой студии.

Я рассказал вам лишь о нескольких вариантах и способах сделать ваши записи более живыми, интересными, чтобы добавить в них характер. Подобных способов еще масса! Все основные из них мы подробно изучаем на нашем трехмесячном курсе "Создание современной музыки", о котором можно почитать на главной странице сайта. А я буду рад услышать ваши варианты того, как сделать идеальную запись неидеальной и "очеловечить" звук компьютерной аранжировки.


Понравилась статья?
Расскажи о ней в социальных сетях