Покупая курс, вы соглашаетесь и принимаете условияДоговора
Четыре простых и эффективных совета по сведению
Даже если вы матёрый звукоинженер и продюсер, за плечами у которого многолетний опыт, начало процесса сведения всегда вызывает волнение. Это как чистый лист, перед которым сидит писатель, прежде чем начать писать книгу. И когда вы начинаете работу, то часто не знаете, чем конкретно всё закончится. Как будет звучать микс? Процесс сведения, можно сравнить с процессом написания картины. Он предполагает и тонкую хирургическую работу, и довольно грубые и резкие мазки. Только вместо кистей и красок мы используем эквалайзеры, компрессоры, эффекты и так далее. В течение этого процесса мы также делаем массу оригинальных и не всегда стандартных движений, которые в итоге позволяют нам добиться уникального звучания.
О таких движениях и пойдёт речь ниже. Совсем необязательно применять эти советы в каждом миксе, тем не менее они могут оказаться мощными и в тоже время простыми инструментами в процессе сведения музыкальных композиций.
1. Дисторшн для более чистого звука Дисторшн, или искажения, проявляются в перегруженном сигнале. Мы достигаем некоего потолка, упираясь в который, звуковая волна начинает сдавливаться и искажаться. У перегруженного сигнала также проявляются дополнительные гармонические обертона. В целом перегрузка искажает сигнал и часто пагубно влияет на музыкальный материал. Но небольшое её количество запросто может придать интересный окрас миксу.
Например, духовая секция звучит немного плоско и «тонет» среди остальных элементов микса, особенно тех, что лежат в том же частотном диапазоне. Есть масса стандартных способов «вытащить» звук: увеличить громкость, панорамировать, экранизировать как-то по-другому. Способы несомненно хорошие, но далеко не всегда эффективные. Если же попробовать применить небольшой дисторшн к духовой секции, то таким образом можно будет подчеркнуть гармоники и сделать звук более четким, а также придать ему некий уникальный окрас.
2. Удвоение, утроение, учетверение.. Большинство профессионалов скажут вам, что не нужно усложнять процесс: чем меньше тем лучше. Они, конечно, правы. Но можно оставлять вещи простыми, просто добавляя к ним дополнительные слои. Эти слои могут быть копиями друг друга. Копирование сигнала может показаться довольно странным решением. Зачем так делать, вместо того, чтобы просто его усилить? Всё дело в динамике!
Многие из вас знают, что такое дабл трек. Мы прописываем одну и ту же партию вокала или музыкального инструмента, чтобы добавить звуку насыщенности, плотности и динамики. Но можно не ограничиваться дублем. Сигнал можно утроить и даже учетверить. Ключевой момент здесь в небольшой вариативности сигнала. Например, мы можем панорамировать копию сигнала, более сильно скомпрессировать его, добавить больше реверберации, перегрузки… Даже барабаны могут быть продублированы, особенно в процессе параллельной компрессии.
3. Питч шифт для более «плотного» вокала Этот трюк прямое следствие предыдущего. Многие из вас думают о коррекции высоты тона (Pitcg Shift), как о некой вынужденной мере, которая призвана исправить ошибки в вокальной партии. Но питч шифт, также может придать и динамики голосу.
Начните с записи основной вокальной дорожки, затем сделайте её пару копий. У каждой копии немного измените питч. Буквально на 5-10 центов. Затем спанарамируйте каждую копию в левый и правый каналы. После чего подмешайте эти дорожки к дорожке основного вокала. Примените эффекты пространственной обработки и вуаля – мы получаем более насыщенный, более плотный и чёткий звук вокала.
4. Эквализация в контексте Последний и самый важный связан с наиболее часто используемым прибором обработки – эквалайзером. Эквалайзер часто используется для того, чтобы обрабатывать отдельные музыкальные элементы, отдельную дорожку, отдельную группу. Как правило, элемент солируется и обрабатывается независимо от других элементов. Мы пытаемся избавиться от резонирующих частот, добавить громкости определённому частному диапазону, часто при этом забывая, что динамически обрабатывать звук нужно также в контексте всей музыкальной композиции. Сам по себе кик может звучать прекрасно и бить в самую грудь, но когда мы слушаем, как он звучит внутри трека, мы понимаем, что былой упругости в нём нет или же он просто теряется в миксе.
Вновь проводя аналогию с изобразительным искусством, можно сравнить отдельные звуки с красками. Сам по себе красный цвет может быть ярким и насыщенным, но когда он попадает в контекст картины, он становится ее частью и может потеряться среди других, возможно даже и не столь ярких цветов.
Используйте эквалайзер в контексте. Слушайте, как обработанный элемент звучит внутри микса и как он сочетает с другими элементами. Следите за балансом, текстурой, тоном и контрастом.
Итог Это лишь несколько советов. Вы можете просто им следовать, а можете интерпретировать их по-своему. В любом случае – экспериментируйте! Возможно, ваши эксперименты приведут вас к интересной находке, или же вы получите собственный «секретный соус», который позволит вашему миксу зазвучать интересно и оригинально.