Формат курса
Почему вы хотите попасть на этот курс?
Несколько ваших любимых композиций.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
 
Создание Современной музыки

Рождение музыкальной композиции

25 полезных и неочевидных совета
по работе с миксом
1. Микс начинается до того, как вы выбрали первый звук.
Музыкальная композиция начинается с планирования ее элементов: какова будет структура трека, как приблизительно элементы будут между собой взаимодействовать, и какой, в конце концов, будет ее протяженность. От выбора элементов зависит, какие частоты в треке будут основными – те, на которых будет происходить самое интересное! Это, на самом деле не так уж и сложно определить. Во многом это зависит от музыкального жанра, в котором вы работаете. Допустим, если речь идёт о хип-хопе, то это бит, бас, вокал и пара мелодических инструментов ­­­– это и есть основные элементы для данной композиции.
2. Саунд дизайн и подбор звуков.
Пока вы еще даже не дотронулись до фейдеров вашего виртуального или аналогового микшера, очень важно подобрать звуки и понять, как они будут друг с другом взаимодействовать. На самом деле взаимодействие звуков друг с другом гораздо важнее, чем звуки сами по себе. Вы можете подобрать потрясающий звук на своём любимом синтезаторе, но если он не работает в контексте композиции, он уже не будет вас так радовать. Я имею ввиду, что если внутри микса этот звук вызывает дискомфорт, стоит подумать над тем, как его видоизменить, а может и вовсе от него отказаться.
3. Настройте барабаны.
Никогда не пробовали настроить звук большого барабана под тональность вашей композиции? Попробуйте. У любого кика есть доминантная или основная частота. И если немного покрутить высоту тона (питч) у звука большого барабана, то его можно настроить либо на тонику основной тональности композиции, либо на субдоминанту/доминату. Это может решить многие проблемы. Например, "мутный" низ в треке.
4. Используйте автоматизацию.
Сводить композицию можно, не используя автоматизацию, но если вам хочется вдохнуть немного жизни в трек, то автоматизация различных параметров будет более чем полезна. Можно использовать плавное изменение частоты фильтра в секции проигрыша, затухание громкости, удаление на определённых участках какого-либо частотного диапазона, чтобы создать эффект, например, музыки, доносящейся из телефонной трубки и так далее.
5. Уменьшайте, прежде чем добавлять.
Золотое правило любого звукорежиссёра – Cut Before Boost. Этот совет относится к процессу эквализации. Если вы считаете, что на какой-либо дорожке не хватает энергии в определённом частотном диапазоне, попробуйте вместо того, чтобы этот диапазон прибавить, убрать частоты на соседних дорожках. Лучше всего это работает с басом. Хотите, чтобы ваш лид как острие ножа прорвался сквозь музыкальную ткань вашей композиции, попробуйте прибрать низкие частоты на дорожке с басом.
6. Используйте эффекты перегрузки вместо эквалайзера.
Иногда дисторшн или сатурация могут прийти на помощь, когда нам хочется "осветлить" или подчеркнуть высокочастотный диапазон. Вместо того, чтобы крутить ручки эквалайзера, попробуйте повесить на дорожку перегрузку и немного перегрузить ее. Только не перестарайтесь, вам всего лишь нужно добавить звуку ясности и яркости.
7. Выстройте баланс громкости.
Оставьте мастер рейдер в положении 0, а фейдеры каналов опустите в самый низ. Затем выберите основной и самый яркий элемент композиции (например, кик, если речь идёт о техно или хаус музыке) и начинайте поднимать рейдер на этом канале пока уровень громкости не установится в районе – 11 децибел. Затем подтягивайте громкости остальных дорожек. Помните про мастер канал! Уровень громкости на мастере желательно держать на уровне – 6 децибел.
8. Проверяйте микс на разных источниках звука.
Очень важно понять, как ваш микс звучит не только на студийных мониторах и/или в наушниках. Также стоит проверить и сравнить его звучание с референсными композициями, к примеру, на обычном магнитное, автомобильной аудио системе, динамике телефона и так далее. Если вы создаёте клубную музыку, очень неплохо заранее проверить, как трек звучит на клубном звуке, если, конечно, есть доступ к подобной саунд системе.
9. Слушайте микс на разных уровнях громкости.
Человеческое ухо устроено так, что оно по-разному воспринимает музыку на разной громкости, да и звук в целом. Некоторые частоты звучат более ярко на более громких уровнях, а чтобы ощутить другие иногда требуется сделать потише. И помните, что далеко не всё звуковое оборудование выдаёт одинаковую громкость частот на разных уровнях громкости. Поэтому смелее крутите ручки volume и слушайте, как звучит ваш трек: когда его еле слышно, и когда от басов начинают трястись стены.
10. Не сводите микс с эффектами обработки на мастер канале.
Большая ошибка многих продюсеров – использовать эффекты динамической обработки на мастер канале в процессе микса. Возможно, эта обработка и поможет звучать "как надо" отдельным элементам композиции, но в тоже время вы запросто разрушите структуры остальных элементов. Эффекты на мастер канале должны появляться не раньше, чем когда дело доходит до процесса мастеринга.
11. Используйте параллельный процессинг, чтобы уплотнить звук.
Ручка Dry/Wet неспроста находится почти на всех приборах динамической обработки. Выставляя экстремальные значения на подобных приборах (главным образом это компрессор), мы буквально «расплющиваем» сигнал, делая его минимально динамичным. Совместив такой сигнал с его необработанной копией, можно добиться очень плотного и насыщенного звука, сохраняя транзиенты, но, в тоже время, компенсируя сигнал, делая его более чётким и «читаемым» внутри микса.
12. Проверяйте звучание микса в моно.
Вы можете выстроить прекрасную панораму в миске и сделать его невероятно атмосферным и широко звучащим, но послушав его, например, через динамик телефона, или на клубном звуке, вы обнаружите, что из трека исчезли некоторые элементы, вокал стал еле слышным, пэры затерялись где-то в глубине и так далее. Это происходит из-за злополучной отмены фазы. Фактически одна волна звуков сталкивается с другой, и они частично друг друга уничтожают. Услышать подобное можно, проверив, как микс звучит в моно.
13. Используйте сайд-чейн компрессию.
Сайд-чейн – простой способ добавить пространства в микс. Самый распространённый метод – использовать сайд-чейн компрессию в тот момент, когда звучит большой барабан – наиболее заметный и требующий особого внимания элемент. Но сайд-чейн,также можно использовать и на других элементах, например, на вокале. В то время, как звучит вокал, пэры или звуки струнных могу немного приглушаться. Возможно, не в целом, а лишь в определённом частотном диапазоне.
14. Всё, что ниже 100-150 Герц, делайте в моно.
Опять же это для того, чтобы избежать отмены фазы в диапазоне низких частот. Дабы создать плотность в звучании, ну и просто потому, что бас разнонаправленный, и определить, откуда конкретно он доносится, сложно. Если всё же хочется расширить стерео картину в диапазоне низких частот, пробуйте к рисунку вашего низкого баса добавить в унисон рисунок среднечастотного баса и спанорамировать уже его.
15. Используйте группы и шины.
Объединяйте похожие инструменты в общие группы. Например, хайхэты, кики и снейры можно собрать в одну барабанную группу и применять на них общую обработку. Да и в целом, объединение инструментов в группы «облегчает» вид проекта и даёт более ясную картину при создании и шлифовки аранжировок.
16. Высокочастотный фильтр – ваш лучший друг.
Об этом есть отдельная статья на сайте, размещенная по ссылке, но напомню еще разок. Низкие частоты занимают наибольшее пространство в спектре, и если их становится слишком много, микс начинает «гудеть», «бубнить» и просто звучать отвратительно. Если у какого-то из инструментов нет полезной информации в диапазоне низких частот (а надо сказать, что к таким инструментом относятся почти все инструменты, не связанные с басом), безжалостно фильтруйте у них низкие частоты.
17. Используйте эталонные композиции (референсы).
Ваши мониторы, наушники, а особенно ваш слух, могут легко вас обмануть, задрав диапазон высоких частот или сделав тише бас. Это связано со спецификой нашего организма, а также устройством самого оборудования. Поэтому всегда проверяйте, как на той же самой аппаратуре звучит профессионально сведенная музыка, и замечайте все нюансы.
18. Сводите на следующий день.
Когда аранжировка готова, композиция собрана в одно целое, не спешите хвататься за ее сведение, дайте вашим ушам и мозгам небольшой отдых. Передохните денек, другой, а затем, со свежим взглядом садитесь за микс. Поверьте, работа пройдёт гораздо эффективнее.
19. Не увлекайтесь компрессией.
Да, и динамической обработкой в целом. Используйте эти приборы, только если точно знаете, что нужно поправить, и понимаете, как это сделать. Повсеместное использование компрессора в надежде, что он волшебным образом заставит звучать вашу музыку лучше, долгий и весьма не продуктивный способ работы с музыкой.
20. Используйте анализатор спектра.
Очень полезная вещь, чтобы не только услышать, как звучит ваша композиция, но и увидеть. А затем сравнить кривую спектра вашей композиции с референсной и поправить ошибки и недочеты.
21. Если всё звучит хорошо – пора остановиться.
Хоть и говорят, что законченных композиций не существует, а есть только те, что перестали делать, нужно уметь остановиться шлифовать и «доделывать» трек. Каждая композиция – это ваш ребенок. Всем хочется, чтобы дитя было идеальным. Но также как и своих детей, музыкальные композиции в какой-то момент нужно отпускать в большой мир, где они будут развиваться дальше, приобретать статус и находить поклонников. Помните, что лучшее враг хорошего. Если трек звучит хорошо, значит он готов.
22. Начинайте микс с самых басистых элементов и двигайтесь вверх по частотному спектру.
Если речь идёт о современной танцевальной музыке, то как правило, микс начинается со сведения баса и большого барабана – основных элементов композиции, гармоничное взаимодействие которых – ключ к хорошему миксу в целом. Как было сказано выше, бас требует наибольшего количества места в миске, поэтому стоит об этом позаботиться на начальном этапе.
23. Чем меньше информации в низкочастотном диапазоне, тем лучше.
Как уже не раз было сказано, низкие частоты занимают очень много места в частотном спектре. Вполне логично не перегружать композицию элементами, основная составляющая которых низкочастотная. Постарайтесь держать низкочастотный диапазон вашей композиции в чистоте и строгости.
24. Применяйте эффекты пространственной обработки на каналах возврата.
Работа с каналами возврата может быть настоящим искусством. Очень часто такие эффекты как дилей и реверберация вносят смуту в микс, делая звучание мутным и невнятным. Распределите эти эффекты по Return каналам. Каждый Return канал пусть отвечает за свою группу инструментов. В какой-то из них посылайте барабанные и/или перкуссионные звуки, другим отдайте вокал, третьим – синтезаторы и так далее. Не забывайте, что до и после эффектов пространственной обработки также можно применить динамическую обработку, чтобы получить больше контроля над обработанным сигналом.
25. Экспериментируйте с последовательностью приборов обработки.
Помните о том, что звук проходит через приборы обработки последовательно. Выстраивайте их очередь с умом. Ну и конечно, не бойтесь экспериментировать. Иногда подобным образом можно добиться самых неожиданных и интересных эффектов.