Создание современной музыки
Музыкальный рынок в России
Анализ продаж, тренды, прогнозы
Осенью этого года я подготовил к релизу свой новый альбом. Пластинка уже ждёт не дождётся, когда вы её услышите.
В связи с этим я решил изучить состояние музыкальной отрасли в мире в целом и в России в частности, и захотел разобраться, насколько мировой тренд соответствует ситуации в нашей стране.

Записать альбом – это довольно сложный и кропотливый процесс, но запись и выпуск – это лишь половина дела, далее нужно прилагать усилия, чтобы ваш труд дошёл до слушателя и был по достоинству оценен. Эта работа не столь творческая, как процесс создания музыки, тем не менее её важность в наше время очевидна.

Выйдя в свет, музыка попадает на бескрайние просторы музыкальных прилавков, и чтобы она не утонула и не исчезла, музыканту нужно понять, какие тренды сейчас присутствуют на рынке, и попытаться спрогнозировать, что будет происходить с ним дальше.

Давайте начнем с просмотра графика изменения мирового дохода отрасли музыкальных записей с 1999 по 2017 года, согласно Global Music Report 2018 Annual State of the Industry:
Мировой доход отрасли музыкальных записей
На графике видно, как стриминговые сервисы (отмечено голубым) набирают обороты и уже стали основным двигателем глобального экономического роста музыкальной индустрии. К стриминговым сервисам относят широкий спектр форматов, включая платные подписные услуги YouTube, Vevo, Spotify, а также различные стриминговые радио-платформы (а в России это Яндекс музыка, Apple Music и др). Общий мировой доход от стриминговых сервисов увеличился на 41,1% и впервые стал крупнейшим источником дохода в музыкальной отрасли. К концу 2017 года во всем мире насчитывалось 176 миллионов пользователей платных подписных каналов, при этом в течение 2017 года приросло сразу 64 миллиона. Вот это скорости!

А если посмотреть на 2018 год, то согласно уже другому отчету – RIAA 2018 о прибылях и убытках музыкальной отрасли, то доходы от стриминговых платформ выросли еще на 30% и уже составляет 75% от общей мировой выручки за 2018 год.

А как обстоят дела с еще недавно столь привычными нам физическими носителями музыки: CD, DVD и дорогими моему сердцу виниловыми пластинками?
Анатолий Айс
Питер 2013 год
На графике видно неминуемое падение общей популярности физических носителей (отмечено тревожным темно-синим цветом). По результатам 2017 они упали на 5%, а согласно отчету RIAA в 2018 году они снизились еще на 23%, и в разбивке по форматам ситуация выглядит так:

• CD упали в 2018 на 34% по сравнению с прошлым годом и впервые с 1986 года мировой доход от продаж компакт дисков составили менее одного миллиарда долларов

• DVD настолько рухнули, что о них авторы даже не сочли нужным писать в деталях (про кассеты даже спрашивать их не будем)

• Виниловые пластинки по-прежнему остаются исключением. Доходы от виниловых альбомов в 2018 году составили $419 млн, увеличившись на 8% по сравнению с прошлым годом и достигнув самого высокого уровня с 1988 года. По стоимости винил составил более трети доходов от физических форматов.

Но всё это мировые тренды, а что происходит в России? Поддадимся ли мы общему тренду, или нас ждет своя дорога?
Статистической информации не так много, однако кое-что интересное все-таки есть.
Весь музыкальный рынок в России по итогам 2017 года вырос только на 1%, до $557 млн, согласно исследованию PwC «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017–2021 годы». В 2015–2016 годах доходы российской музыкальной индустрии падали в связи с ухудшением общеэкономической ситуации, в частности население отдавало предпочтение более дешевым видам развлечений, нежели посещение концертов с живой музыкой, например. Однако за счет укрепления рубля эксперты ожидают увеличения объемов сегмента концертов: ежегодно растет на 2% и в 2021 году достигнет $535 млн.

Эксперты считают, что ключевая тенденция в мировой музыкальной индустрии будет усиливаться и у нас. Это вызвано изменением предпочтений пользователей: вместо покупки музыкальных записей они все чаще будут пользоваться стриминговыми сервисами. Несмотря на это, сегмент цифровых музыкальных записей в 2016 году впервые превысил доход от музыкального контента на физических носителях (8,5 млрд долл.) и составил 10,7 млрд долл.
В сегменте музыки в цифровом формате рост главным образом обеспечивается стриминговыми сервисами. Их совокупная выручка в России в 2017 году оцениваться в 22 млн долл., что превышает показатель 2016 года на 52%. По итогам 2016 года ведущий российский сервис потокового воспроизведения музыки – «Яндекс. Музыка» анонсировал, что число его платных подписчиков достигло 250 тыс. человек, увеличившись втрое с 2015 года. Тем не менее «Яндекс.Музыка» занимал второе место (на момент 2017 г), уступая Apple Music, число российских подписчиков которого превышает 600 тыс. Третье место занял Google Play Music со 100 тыс. подписчиков. В середине 2016 года появилась информация о том, что шведская компания Spotify, мировой лидер стриминга, отказавшаяся от планов по запуску своего сервиса в России в 2015 году хотела пересмотреть свою стратегию и все же выйти на российский рынок, но пока это так и не произошло.

Во многом эти изменения связаны со сменой поколений потребителей, по мнению Pwc: вместо поколения бэби-бумеров приходит поколение миллениалов (родились между 1981 и 1998 гг.) и поколение Z (родились после 1998 года), которые «выросли» в сети, по-другому потребляют контент и платят за него тоже меньше. Они слушают музыку в интернете вместо покупки альбомов, читают новости в социальных сетях вместо покупки печатных газет, смотрят видео в YouTube вместо подписки на кабельное или спутниковое ТВ. И сейчас приходит поколение, которое в разы более «медийно», чем предыдущее. Очевидно, что привычки потребления некоторым образом отличаются в зависимости от экрана (телефон или большой домашний телевизор) и от времени, когда человек использует устройство доступа к контенту.

Аудитория сильно меняется, и сейчас приходит поколение, которое в разы более «медийно», чем предыдущее. Очевидно, что привычки потребления некоторым образом отличаются в зависимости от экрана (телефон или большой домашний телевизор) и от времени, когда человек использует устройство доступа к контенту.

При этом выручка от музыкальных записей на физических носителях продолжает падать, что полностью соответствует тенденции перехода потребителей в цифровую среду.

Выручка от музыкальных записей в цифровом формате, по оценке специалистов, вырастет до 56 млн долл. к 2021 году, а выручка от музыкальных записей на физических носителях продолжит снижаться с 15 млн долл. в 2016 году до 6,3 млн долл. в 2021 году.
Завод по производству виниловых пластинок
Есть мнение, что в России за последние десять лет производство CD дисков сократилось почти на 90%. Сейчас CD продаются только на концертах в качестве сувенирной продукции, но в основном это касается выступлений российских исполнителей в регионах.

Виниловые пластинки при этом продаются стабильно хорошо последние пять лет и пользовались спросом даже после девальвации рубля в 2014 году, признает глава российского офиса Universal Music. По его словам, раньше их основными покупателями считались коллекционеры или любители «лампового» звука, но теперь винил получил более широкую аудиторию: его все чаще покупают в подарок.

Вот такие тенденции бытуют на музыкальном рынке в России. А вы согласны с приведенными трендами? Поделитесь своим мнением в наших группах в соц. сетях или напишите мне на почту, буду очень признателен.