E-Mail
Имя
Фамилия
Почему Вы хотите попасть на этот курс?
Несколько ваших любимых композиций.
промо код
Покупая курс, вы соглашаетесь и принимаете условия Договора
Курс "Создание современной музыки"
Действительно ли вы практикуетесь?
"Разница между обычным и экстраординарным – это и есть практика." — Владимир Горовиц
Для продюсеров, создающих современную музыку, практики никогда много не бывает.

Слушая скрипача, мы чувствуем, как много практики лежит у него за плечами. Очевидно, что каждый день увлеченный музыкой человек часами практиковался, делая ошибки и исправляя их, медленно разучивал определенные фрагменты композиции, доводя их до совершенства, а затем постепенно набирал темп.

Когда мы наблюдаем за игрой футболиста, мы видим результат тренировок. Становится ясно, что каждый день на поле он выкладывается по несколько часов, не забивая голы в пустые ворота, а отрабатывая сложные комбинации, с каждым разом улучшая свою технику.

Но когда мы видим музыкального продюсера, образ практики уже не тот. Мы видим, как кто-то создает песню, кто-то увлеченный, но мы часто не воспринимаем его так же, как скрипача или футболиста.

Одна из причин, почему так происходит, заключается в том, что музыкальный продакшн является сложным творческим полем, практика на котором, на самом деле, не может происходить так же, как на музыкальном инструменте (Даниэль Койл, автор The Talent Code, утверждает, что невероятно трудно стать первоклассным скрипачом-самоучкой, но есть много профессиональных писателей-самоучек. Хоть и тот и другой занимаются творчеством, разница между ними очевидна).

Но я думаю, что это также как-то связано с культурой. Возможно, идея "практики" была потеряна в современном мире композиторства и создания музыки.



Иллюзия практики
"Чтобы извлечь выгоду из практики и раскрыть свой потенциал, вы должны постоянно испытывать себя. Это не означает постоянно делать то, что вы уже знаете. А подразумевает необходимость понять свои слабые места и поставить перед собой конкретные задачи, чтобы практикуясь, устранить эти недостатки."

Корбетт Барр.
Творческому человеку легко попасть в ловушку "вращающегося колеса".

Он попадает в нее после того, как уже приложил много усилий в своем творческом путешествии – развил несколько навыков, стал хорош в написании мелодий, создании звуков и т.д., и в принципе, находится на этапе, когда уже может создать достойную композицию, опираясь на навыки, которые у него сформировались.

Так и запускается колесо: музыкант продолжает сочинять песни; они приличные, не впечатляюще, но вполне рабочие; всем, включая автора, комфортно, но при этом он уже не становится лучше. Он думает, что практикуется, что с каждой песней совершенствуется, и, вероятно, в какой-то степени прав. Но насколько он совершенствуется на самом деле?
Целенаправленная практика
"Целенаправленная практика: работа над техникой, поиск постоянной критической обратной связи и безжалостное сосредоточение своего внимания на укреплении слабых сторон." — Дэниел Койл
Будучи новичком, вы прогрессируете экспоненциально с каждой песней, которую вы заканчиваете, потому что впереди еще много чего, что вам нужно освоить. Иногда вы понятия не имеете, что делаете, и поэтому постоянно учитесь. Но по мере того, как вы становитесь лучше, вам нужно более целенаправленно подходить к практике, иначе вы рискуете потеряться в иллюзии практики. Общей чертой всех преуспевающих, как в творческой сфере, так и в спорте, является то, что они умеют целенаправленно практиковаться. И музыкантам нужно то, что называют целенаправленной практикой.

Вы тренируетесь целенаправленно, когда находитесь на грани своих возможностей.

Это значит, к примеру, проводить по часу в день над созданием сложных форм и сочетаний звуков, если вы не очень хороши в звуковом дизайне; сочинять по 10 мелодий за один присест, когда у вас туго идут дела с написанием мелодий; усердно штамповать треки, когда не очень хорошо получается их создавать и тд. Иными словами, делать трудные вещи, которые приносят удовольствие, но не всегда получаются сразу.
Почему так важна целенаправленная практика?
Что плохого в том, чтобы просто создавать хорошие треки?
Зачем бросать вызов самому себе, если я уже профессионал?

Люди склонны избегать лишнего усердия, если в результате все равно получится неплохой результат. Всякий раз, оказываясь в такой ситуации, когда есть возможность для совершенствования, но вы её не используете, потому что это трудно, вы не развиваетесь. Вы фактически ограничиваете своё творчество.

Целенаправленная практика помогает нам развивать навыки, которые открывают новые пути для творчества. При создании музыки, вы видите массу возможностей и путей развития композиции, потому что вы понимаете взаимосвязь между отдельными элементами. Но если вы, к примеру, не практиковались в звуковом дизайне, вы не увидите связь между звуковым дизайном и композицией, или звуковым дизайном и микшированием.

Если вы будете практиковаться сознательно в течение длительного времени, вы станете отличным музыкантом и будете выпускать невероятно крутую музыку.

Вдобавок ко всему, целенаправленная практика еще и приносит удовольствие. Просто потому, что это тоже труд: вы чувствуете удовлетворение после тренировки также, как вы чувствуете его после результативной тяжелой физической работы в течение нескольких часов.

Когда вы застреваете в цикле штамповки треков, не бросая себе вызов, очень скоро вам становится скучно. А если будете игнорировать этот факт, то в конце концов начинает страдать и ваша музыка.
Разработка плана практики
Если вы думаете, что создание плана практики, это педантизм, то… вы правы.
Ощущения как в школе, когда учитель раздает план занятий, вы смотрите на него, вздыхаете и всеми способами стараетесь не следовать ему. Но создание графика, и плана, вашей творческой работы имеет огромное значение, если вы хотите развить свои навыки как можно быстрее.

План тренировок не должен быть сложным, иначе это обеспечит его провал и не принесет никакого удовольствия.

Зачем разрабатывать план тренировок? Высказывание Роберта Грина лучше всего ответит на этот вопрос:

"Не поддавайтесь искушению быть снисходительным к себе. Вы можете стать своим жестким критиком, увидеть свою работу как бы глазами другого. Вы признаете имеющиеся слабости, именно те моменты, в которых вы не сильны. Это те аспекты, которые вы сможете поставить в приоритет в своей практике. Вы получите удовольствие от того, что переживете этот опыт и оставите позади ту боль, через которую пришлось пройти. Во-вторых, план помогает сопротивляться соблазну потерять фокус. Вы тренируетесь концентрироваться на практике с удвоенной силой. При разработке собственного подхода к тренировке вы становитесь максимально творческим. Вы придумываете упражнения, которые направлены на борьбу с вашими слабостями. Вы ставите себе условные сроки, чтобы достигать определенных результатов, постоянно продвигая себя вперед, расширяя свои границы и пределы. Таким образом, вы развиваете свои собственные навыки и раскрываете свой творческий потенциал".
Шаг 1: Определите, сколько времени вы можете выделить на тренировку
Одна из основных причин, по которой продюсеры застаиваются и застревают, заключается в том, что у них нет никакого графика работы. А когда кто-то говорит им, что наличие расписания важно, они начинают переусердствовать, решая быть лучше, чем другие, которые занимаются музыкой, скажем, в течение одного часа в день... "Я буду заниматься музыкой по шесть часов в день… После работы! Как тебе, а?!" И, конечно, если у него никогда раньше не было графика для творческой работы, то сразу осилить шесть часов в день будет непросто.

Из-за этого первый шаг в разработке плана практики заключается в том, чтобы выяснить не только, сколько часов у вас есть, но и сколько вы можете выделить для работы. Лучше недооценить вначале и наращивать свои часы с течением времени, чем переоценить, перегореть и все бросить.

Допустим, между работой с программой курса "Создание Современной Музыки" и всеми остальными делами у меня, вероятно, есть около трех часов в день. Я мог бы делать музыку в течение этих трех часов, но я знаю, что заниматься так каждый день было бы непросто, поскольку я также выступаю или преподаю в течение нескольких часов (или делаю другую творческую работу). Поэтому я бы посвятил половину этого времени, скажем, где-то девяносто минут шесть дней в неделю. Это получается девять часов в неделю, что кажется не так уж и много, но если практиковаться регулярно и последовательно, это даст огромный эффект.

Итак, прежде чем перейти ко второму шагу, выясните, сколько времени вы хотите и можете посвятить практике. Второе, что вы должны сделать, это запланировать конкретное время. Не нужно его высекать в камне — разные обстоятельства могут возникнуть, но оно должно быть чётко определено.
Шаг 2: Расставьте приоритеты
Важно не тратить все свое время на тренировку (не работая непосредственно над музыкальной композицией), а также важно не тратить все свое время на продюсирование, т.е. работать только над треком, при этом активно не обучаясь.

Конечно, создание музыки – это тоже практика, и мы не должны упускать это из виду. Но целенаправленная практика должна быть также частью вашего графика.

Вопрос в том, сколько выделить на это время? Разделить его 50/50? Должны ли вы тратить больше времени на создание музыки и меньше времени на активное обучение и тренировку?

Тут нет единственно верного ответа, и более того это соотношение со временем будет меняться. Это также зависит от уровня квалификации. Многие из моих друзей, которые являются отличными продюсерами, но хотят выйти на следующий уровень, проводят массу времени, активно обучаясь, а не работая все время над треками.

Если вы знаете, какое соотношение подходит вам больше всего – это здорово. Если вы не уверены, я рекомендую начать с разделения 80/20, где 80% времени отводится на создание музыки и 20% – на активное обучение и практику. Почему именно такое соотношение? Потому что знания, полученные в течение этих 20% нужно будет затем практиковать в 80%, отведенных созданию музыки. Например, если я провожу два часа в неделю, изучая прогрессии джазовых аккордов, будет здорово включить их в композицию, над которой я работаю, и, сделав это, я продолжу практиковаться.

Давайте я образно объясню, что я имею ввиду. Допустим, я хочу научиться нарезать лук. Я мог бы часами стоять с сотнями луковиц, методом проб и ошибок подбирать разные подходы, сравнивая их, придумывая, как рубить быстрее и проще, как резать тоньше, и так далее. Или я мог бы зайти в интернет на авторитетный кулинарный сайт и изучить один из рекомендованных шеф-поваром методов измельчения лука. И тогда уже на его основе я мог бы использовать метод проб и ошибок, чтобы усовершенствовать этот подход и подогнать его под себя.

То есть, вы можете научиться создавать хорошую прогрессию аккордов сами методом проб и ошибок. Если вы сыграете неправильную ноту, вы заметите ее и сыграете как надо. Со временем вы будете лучше понимать, какие ноты звучат хорошо, а какие плохо. Вы не поймете, почему они звучат хорошо и плохо, но вы просто будете это знать и чувствовать.

Или же вы можете сначала изучить аккорды и гармонии, узнать, какие ноты звучат гармонично и почему. Сделав это, вы пропустите ряд этапов интуитивного поиска удачных сочетаний, которые в противном случае вам пришлось бы совершить методом проб и ошибок, что даст вам возможность быстрее продвинуться вперед.

Прежде чем перейти к следующему пункту, определите подходящее для вас соотношение между обучением и непосредственным созданием музыки. Если вы не знаете, что выбрать, просто начните с пропорции 80/20. Вы всегда сможете скорректировать это позже.
Шаг 3: В чём фокус?
Хочу вас оградить от ряда ошибок, которые можно совершись, впервые взявшись за этот метод тренировок. Не пытайтесь практиковать слишком много вещей за короткий промежуток времени. В вас может гореть желание изучить теорию музыки, стать лучше в звуковом дизайне и микшировании, досконально изучить Ableton. Составив столь насыщенный план, скучать, кажется, не придётся, и обучение будет приносить радость и удовольствие. Но не тут-то было.

Идя сразу по нескольким направлениям вы не успеете их хорошо проработать и реализовать на практике то, что узнали.
Поэтому я рекомендую гораздо более простой подход (который по началу может показать сложным).
Правильный план
Неправильный план:
Первый план может показаться менее интересным и однообразным. Но это практично и поможет вам гораздо больше, чем разнообразие второго плана практики.

Еще одно скрытое преимущество фокуса на одной теме заключается в том, что это помогает развивать концентрацию. Легко переключаться с одной темы на другую в процессе учебы, но, делая это, вы не развиваете концентрацию, необходимую для творческой работы.

Выбрать одну тему важно, но тут возникает несколько вопросов, а именно: на чем я должен сосредоточиться? Как долго? Это правильные вопросы. Должны ли вы просто выбрать что-то наугад? Должны ли вы делать это в течение недели? Месяца? Года?

Чтобы понять, на чем сосредоточиться в процессе обучения, задайте себе один или оба следующих вопроса:

1. В чем я хочу преуспеть как продюсер?
2. Что сдерживает мою музыку?

Ответ на оба вопроса может быть одинаковым. Например, я бы хотел создавать интересные мелодии, и они же могут оказаться тем, что сдерживает мою музыку – микс звучит отлично, звуковое оформление в порядке, но интересных мелодических ходов не хватает. Это должно стать тем, на чем я буду фокусироваться во время моих тренировок.

Если далее погружаться в пример о совершенствовании в создании мелодий, то следует разработать базовый план, который включает в себя немного теории и много целенаправленной практики по этой теме.

1. Изучить две книги по теории музыки, в частности по созданию мелодий.

2. Как можно больше сделать вариаций мелодий в течение выделенных мною часов в неделю. И делать это на протяжении четырёх недель.

3. Записывать как можно больше мелодий в течение выделенного на протяжении недели времени.

Если сделать всё наоборот, будет менее эффективно. Начав с теории, я смогу воссоздать мелодии на втором шаге и фактически понять всю суть. Я смогу объяснить, почему мелодия звучит именно так, и понять связь между элементами.

Создавая вариации на втором шаге, у меня появляется четкое представление о том, почему некоторые мелодии звучат так, как они звучат, и более интуитивное понимание того, насколько хороши эти мелодии. Это позволяет мне быть более сфокусированным на последнем этапе.

В общем, этот план может занять несколько месяцев, что может показаться ужасно долгим процессом. Но на самом деле, это всего несколько часов в неделю. Можно вполне добавить еще пару часов в выходные и сократить общую продолжительность освоения выбранного навыка.
Как долго мне следует фокусироваться?
Это трудный вопрос, потому что невозможно понять, достиг ли вы определенного уровня и достаточно ли освоили задачу. Точно так же, как профессиональный спортсмен не перестает тренироваться, отрабатывать что-то, достигнув всевозможных высот. В процессе обучения нет предела. Помните знаменитую фразу "Век живи, век учись"?

Таким образом, первое, что нужно сделать – это, как я писал выше, определить сроки. Результат исчислять неделями или количеством песен, например: "Продолжайте, пока не будет написано сто мелодий."

Нет ничего плохого в том, что ваши сроки ориентировочные. Но обозначить их для себя полезно, т.к. если их не установить вовсе, то вы рискуете потеряться в процессе, не заметить результаты и разочароваться.

Итак, устанавливаем ориентировочные сроки. Определяемся со временем – возможно, вы быстро учитесь и вам нужно всего несколько недель, а, может быть, у вас не так много времени, и вам нужно растянуть план на несколько месяцев. Просто набросайте примерный график, который позже будете редактировать.
План практики для разных навыков
Вы можете пойти дальше и создать свой собственный план практики, если вы уже знаете, что вам нужно изучить и отработать. Если пока нет, то вам может пригодиться примерный план для различных навыков, на который можно взглянуть чуть ниже. Настройте переменные в зависимости от того, сколько времени у вас есть.

Все планы практики основаны на следующей модели: Теория -> Повторение, или имитация -> Создание.
Основы структуры и компоновки
1. Посмотрите бесплатный вебинар по сэмплированию, который я сделал для студентов своего курса «Создание современной музыки», ссылка на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=r4pMYXyFsv8

2. Используйте MIDI клипы в своем звуковом редакторе, проанализируйте/деконструируйте аранжировки для 50 песен или для любого количества песен, но в течение 4 недель.

3. Используйте сэмпл паки и лупы, создайте 20 похожих, но немного разных ритмических текстур (использование сэмпл паков в данном случае – это не читерство, вы пользуетесь ими для обучения и практики).
Основы синтеза
1. Изучить основные модули синтезатора.

2. Обратное проектирование пресетов в течение 4 недель: сделайте скриншот пресета и затем воссоздайте его с нуля по скриншоту, при этом обращая внимание и изучая, как меняется звук с каждым поворотом ручки.

3. Создание пресетов в течение 4 недель: слушайте пресет, не подглядывая в его настройки, попытайтесь его воссоздать на слух.

4. Создавайте свои собственные звуки в течение 4 недель: не слушайте пресеты, просто создавайте.
Основы теории
1. Изучите основы музыкальной теории (ноты, длительности, паузы, аккорды).

2. Делайте ремейки существующих мелодий в течение 4 недель.

3. Сочиняйте мелодии поверх аккордов на протяжении 2 недель.

4. Создавайте свои оригинальные мелодии в течение 4 недель.

Примечание: Я не добавил базовый план практики для микширования, потому что единственный способ, которым вы можете практиковать в микшировании – это микшировать.